СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Инновационная политика государства как важнейшая составляющая экономической безопасности

На современном этапе в большинстве стран наблюдается переход к инновационной экономике, которая базируется на эффективной системе разработки и внедрения новых технологических решений в различные сферы деятельности. Эпоха, когда важнейшую роль играло наличие природных ресурсов, заканчивается, решающее значение приобретает способность максимально эффективно их использовать в целях ускорения технологического развития. Завершается период производства, основанного на использовании дешевого, неквалифицированного труда. Главнейшим ресурсом становится человек, его способность осуществлять и воспринимать инновации. Кроме того, современная наука относит к инновациям и проблемы организации и управления производства, где экономятся огромные материальные ресурсы и время принятия решений.

Становится очевидным, что важнейшее место в экономическом развитии ведущих мировых держав, а значит, и в их экономической безопасности, занимает инновационная деятельность. Она должна являться приоритетом для государств, стремящихся найти собственную нишу и прочно занять определенные позиции в мировой экономике. По сути, в нынешних условиях можно говорить, что наиболее безопасна экономика стран, готовых развивать инновационную составляющую, что позволяет быстро реагировать на новые вызовы. Подтверждением этому служит то, что в одном из определений экономической безопасности говорится: «это такое состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивое развитие экономики и защита от внешних и внутренних угроз на основе наиболее эффективной реализации инновационного потенциала».

Экономическая безопасность предполагает поддержание национальной экономики на той ступени развития, которая обеспечивает дальнейший экономический рост и способна противодействовать влиянию внешних и внутренних угроз. Главным в данной ситуации является развитие отраслей по выпуску высокотехнологичной продукции, имеющей некоторые преимущества перед зарубежными аналогами либо не имеющей аналогов, т. е. построение экономики инновационного типа. Критериями экономической безопасности являются оценка ресурсного потенциала и возможностей его развития и уровень эффективности использования ресурсов, т. е. возможность использования инноваций в создании гарантированных уровней развития промышленности и других отраслей экономики страны. Большинством экспертов, которые занимаются проблематикой экономической безопасности, ясно, что в современных условиях одним из основных приоритетов, который определяет стратегию экономической безопасности государства, достижение пороговых значений ресурсного потенциала и возможностей его развития, а также уровень эффективности использования ресурсов, является инновационное развитие [3. С. 12].

Необходимость перехода экономики Российской Федерации на инновационный путь развития - это признанная точка зрения среди интеллектуальной и властной элиты. Перспектива стать сырьевым придатком мировой экономики видна многим, поэтому на высоких уровнях постоянно говорится о том, что России необходимо создавать собственный инновационный продукт, который будет конкурентоспособен на мировых рынках. Пока его нет, и этот факт не позволяет говорить о сформированной системе экономической безопасности и возможности завоевания более существенных позиций в мировом пространстве. Все это ведет к ослаблению экономической безопасности страны. Российская Федерация занимает малозаметное положение на мировых рынках высокотехнологичной продукции. Пороговое значение показателя экономической безопасности страны - доля в экспорте высокотехнологической продукции - в мировой практике составляет 10-15%, для России значение этого показателя находится в пределах 1%. На долю России приходится только 0,6% мирового экспорта воздушных и космических аппаратов (в 67 раз меньше, чем в США); менее 0,1% - фармацевтических продуктов; 0,01% - продуктов биотехнической промышленности; 0,02% - электронно-вычислительной и офисной техники; 0,1% - телекоммуникационного оборудования [2. С. 34].

Последние два десятилетия Россия движется по пути радикальных экономических преобразований, связанных с переходом от плановой системы ведения хозяйства к рыночной, что требует максимальной открытости национальной экономической системы - а это, в свою очередь, означает уязвимость для различных внутренних и внешних угроз. Существенное влияние на ход экономического развития России оказывает и глобализация, которая требует от страны реформирования ее экономики, отказа от сырьевой ориентации, полного и наиболее эффективного использования интеллектуального потенциала, новейших технологий, повышения инновационной активности.

Какие слабые места есть у инновационной составляющей экономической безопасности России? Представляются наиболее удачными исследования и разработка SWOT-анализа российской инновационной системы, представленного Министерством образования и науки РФ в базовом докладе (2009 г.), где в качестве угроз выделены следующие [4]: сохранение технологического отставания в некоторых важных монополизированных секторах экономики;

исчерпание преимуществ по качеству человеческого капитала и иным компонентам инновационного потенциала;

резкое снижение расходов на исследования и разработки в условиях финансово-экономического кризиса и углубление технологического отставания России;

оторванность сферы научных исследований и разработок от реального (производственного) сектора экономики, и как следствие, кризисном состоянии отраслевой науки;

свертывание высокотехнологичных производств и прекращение выпуска прогрессивных видов продукции (особенно в машиностроении).

В связи с этим можно выделить направления решения проблем в сфере инновационного развития, которые смогли бы улучшить состояние экономической безопасности Российской Федерации:

формирование в России благоприятной деловой среды и предпринимательского климата;

инвестиционная поддержка со стороны государства и зарубежных инвесторов предпринимателей и производителей, наиболее активно идущих по пути инновационного развития производства;

формирование и развитие благоприятной инновационной среды при помощи поддержки и партнерства научной, образовательной, производственной и управленческой сфер;

совершенствование структуры государственного управления в целях стимулирования инновационной деятельности предприятий;

формирование условий для успешного трансфера технологий как из зарубежных стран в Россию, так и обратно;

создание сети инновационных структур в регионах России, развитие сетевого сотрудничества;

совершенствование инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, продвижение инновационных проектов;

нормативно-правовая поддержка инновационной деятельности. Анализ мирового опыта показывает, что в условиях ужесточения глобальной конкуренции единственно возможным способом обеспечивать свою экономическую безопасность является активизация и динамичное развитие инновационной деятельности [1. С. 58].

Стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики в нашей стране на ближайшие годы можно назвать комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире. А это требует проведения структурной модернизации экономики страны, технико-технологического перевооружения производств, борьбы с теневой экономикой, криминализацией и коррупцией, выработки нового законодательства в сфере экономической и инновационной деятельности.

Библиографический список

Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: национальный доклад / под ред. Е. Г. Ясина. М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008.

Конюхов А. В. Влияние инноваций на экономическую безопасность и конкурентоспособность государства // Вестник Российской академии естественных наук. Сер. экономическая. 2010. № 1.

Леонова Ж. К. Инновационное малое предпринимательство как стратегический ресурс экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 6.

Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации: Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. М., 2009. window.edu_ru/resource/728/64728.




Р. C. Молоков, Т. Е. Зерчанинова Уральский институт (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Екатеринбург, Россия)


Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141