Введение с января 2008 г. части IV Гражданского кодекса РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» в законодательный оборот обусловило необходимость реализации на практике нормативных предписаний, определенных правом интеллектуальной собственности [1].
За прошедшие четыре года правоприменительная и судебная практика не устоялась, а многие материальные нормы, регулирующие вопросы интеллектуальной собственности, только родившись, оказались на грани устаревания. Последнее, очевидно, связано с молниеносно развивающейся сферой применения интеллектуальных прав.
В то же время общеизвестно, что основные проблемы в российском законодательстве по интеллектуальной собственности связаны с отсутствием четкой правовой регламентации. Интенсивное развитие интеллектуальной собственности приводит к тому, что законодатель не успевает реагировать на изменения должным образом. И это тоже можно выделить в своеобразную тенденцию.
Вместе с тем проблемы в праве интеллектуальной собственности связаны не только с пробелами в законодательстве, но и с сознательной политикой государства.
Не являются исключением и внешнеполитические соображения. Особую актуальность представляет рассмотрение вопроса о взаимосвязи правовой политики в отношении интеллектуальной собственности с таким внешнеполитическим фактором, как вступление России в ВТО [2. С. 682].
Вопрос присоединения к Всемирной Торговой Организации (ВТО) по остроте и актуальности в последние годы стал главным для российской экономики. Смысл присоединения заключается в повышении конкурентоспособности отечественной экономики, освоении современных методов конкурентной борьбы по защите своих интересов, продвижении наших предприятий на зарубежные рынки. Экономический эффект от вхождения в ВТО во многом зависит от соотношения преимуществ, которые получит Россия, и тех потерь, которые она понесет в силу встречных уступок по открытию внутреннего рынка.
Процесс вступления России в ВТО на сегодняшний день видится уже как реальность: закончился мучительный двадцатилетний путь, когда еще в 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ, в 1995 г. начались переговоры по вступлению России в ВТО, а 10 ноября 2011 г. прошло заседание рабочей группы, в ходе работы которой был подготовлен окончательный доклад о принятии России в ВТО. Подготовив документарную часть, комиссия объявила об окончании своей работы и о самороспуске. 16 декабря 2011 г. Россия была принята в ВТО. Для окончательного вступления теперь нужна ратификация договора Российским парламентом.
Помимо общеизвестных изменений, связанных с пограничными вопросами и таможенными пошлинами, вступление России в ВТО обязывает страну применить действенные меры, направленные на достижение правового использования объектов интеллектуальной собственности. Но вряд ли усиление ответственности должно предусматривать ужесточение мер уголовной ответственности, определяемых судами Российской Федерации после рассмотрения дел, касающихся нарушений в сфере защиты использования исключительных имущественных, лицензионных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
В контексте вступления России в ВТО правовая охрана интеллектуальной собственности на создаваемые новшества, их эффективная коммерциализация и защита от нарушений становятся важнейшими элементами современной российской экономико-производственной сферы.
Проведенный автором статьи анализ показывает, что в последние годы в России произошло существенное обновление законодательства об интеллектуальной собственности. Это позволило восполнить пробелы и исправить недостатки в правовом регулировании интеллектуальной собственности, привести наше законодательство в соответствие с международными договорами, в которых Россия участвует или намеревается участвовать.
Таким образом, в настоящее время законы РФ по интеллектуальной собственности гармонично сочетаются с мировой практикой и зарубежным национальным законодательством. В этой связи, а также в связи с внешнеполитическими и внешнеэкономическими факторами вступления России в ВТО, у автора настоящей статьи нет сомнений в том, что отношения, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности, будут и дальше стремительно развиваться. Это повлечет за собой значительные изменения в законодательстве. Чтобы они были эффективными, законодателю следует проявить значительную гибкость, предоставив пользователям и членам рынков ВТО возможность удобного использования интеллектуальных ценностей и их простой и справедливой оплаты, с одной стороны, а с другой - обеспечив авторам и владельцам таких ценностей необходимую защиту от возможного произвола. Результатом могут стать значительные изменения сложившейся к настоящему времени правовой политики в отношении интеллектуальной собственности.
Библиографический список
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV: Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
О. В. Мельникова, Е. И. Васильева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Екатеринбург, Россия)
Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 1539