СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Системы управления знаниями

Сегодня, в обстановке острой конкурентной борьбы, чтобы принимать адекватные решения, важно четко знать, какой суммой знаний располагает ваша организация и как правильно организовать доступ к этим знаниям. При этом не обойтись без информационноаналитической системы для бизнеса. Сейчас это необходимое условие выживания. К счастью, почти все компании обладают огромным исходным багажом данных и практического опыта. Пока эта информация рассредоточена в базах данных, хранилищах документов, сообщениях электронной почты, отчетах о продажах и, разумеется, в головах сотрудников. Проблема в том, чтобы организовать доступ к этим данным, придав им удобную для использования форму. Это не всегда просто осуществить, а когда требуется к тому же решить обе задачи быстро, чтобы принять на основе анализа информации неотложное решение, задача может оказаться практически невыполнимой, если вы не располагаете системой управления этой информацией.

Концепция «управления знаниями» относится к числу тех расплывчатых понятий, которые могут одновременно казаться как всеобъемлющими, так и не означающими ничего конкретного. За последние годы концепцию отождествляли то с управлением документами, то с информационными системами для бизнеса, то со средствами коллективной работы, то с корпоративными порталами и многими другими модными новинками. Но система управления знаниями - не просто отдельно взятый продукт. Речь скорее идет о всеохватывающей стратегии предприятия, цель которой - выявить и обратить на пользу фирме всю имеющуюся у нее информацию, опыт и квалификацию сотрудников, с тем чтобы повысить качество обслуживания клиентов и сократить время реакции на меняющиеся рыночные условия. «Не правы те, кто полагает, будто для построения системы управления знаниями достаточно установить в корпоративной сети некий программный пакет, - поясняет Дж. Каффри, возглавляющий подразделение маркетинга систем управления знаниями в корпорации LotusDevelopment. - Управление знаниями - это организация управленческих действий на базе всех информационных ресурсов фирмы» [1]. Тем не менее для использования этих ресурсов требуется набор специализированных продуктов и платформ.

Впервые термин «управление знаниями» появился в 1980-х годах, однако предпосылки его возникновения и в связи с этим целой управленческой концепции можно отнести уже к середине XX века. Именно в это время формируются основные представления о постиндустриальном обществе и новом типе работников - «работников знаний».

Теория нового общества получает свое развитие в работах

Э. Тоффлера, где в качестве символической даты начала новой цивилизации - Третьей Волны, главными ценностями которой являются знания и информация, автор указывает 1956 г. Рассмотрению данной проблемы посвящается также ряд работ Д. Белла, М. Маклюэна и Й. Масу- ды. Чуть позже, в 1970-х годах, начинают разрабатываться информационные основы управления знаниями (в трудах В. М. Глушкова, Ю. А. Шрейдера, Р. Ф. Гиляревского, Л. С. Козачкова), а на рубеже 1980-1990-х годов в Швеции, США и Японии практически одновременно зарождаются три разных подхода к концепции «управления знаниями», получившие в дальнейшем соответствующие названия: «скандинавский, или европейский», «американский» и «японский». В этот период появляются первые монографии и публикации в средствах массовой информации, посвященные данному вопросу, а в 1986 г. К. Вииг вводит понятие управления знаниями [2]. Нельзя также не отметить всё возрастающий интерес со стороны организаций к управлению знаниями и факт организации первых, пока немногочисленных, конференций, посвященных изучаемой проблеме.

В 1990 г. в книге «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации» П. Сенге представляет концепцию обучающейся организации - компании, способной к непрерывному самообучению. Управление знаниями выходит на практический уровень: в 1991 г. в шведской страховой компании «Скандия» официально утверждается пост директора по управлению знаниями (ChiefKnowledge- Officer). Большой вклад в развитие концепции управления знаниями в 1995 г. вносит работа И. Нонаки и Х. Такеучи «Компания - создатель знания: зарождение и развитие инноваций в японских фирмах» [3]. Все последующие годы вплоть до сегодняшнего дня можно охарактеризовать как период широкого распространения концепции управления знаниями во всех сферах деятельности, включая науку и образование. На этом этапе происходит непосредственное формирование «технологии управления знаниями» как совокупности определенных методов, приемов и программно-технологических средств для обеспечения свободной циркуляции знаний и их генерации.

В 1990-х годах появляются многочисленные публикации на тему управления знаниями в сети Интернет, создаются специализированные сайты и журналы. В зарубежных вузах впервые становится возможной специализация по управлению знаниями (HarvardBusinessSchool, GeorgeMasonUniversity, theUniversityofCalifornia-Berkeley’sSchoolof- InformationManagementSystems), а в бизнес-школе Хаас Университета Калифорнии происходит учреждение первой кафедры по знанию, первым профессором которой назначается Икуджиро Нонаки. В 1998 г. выходит книга Т. Давенпорта и Л. Прусака «Рабочее знание: как организации управляют тем, что они знают» [4]. В это же время в Парламенте Швейцарии происходит запуск проекта по управлению знаниями, целью которого является создание системы управления знаниями и ее использование на уровне правительственных учреждений.

В 1999 г. открывается Институт управления знаниями - коммерческий исследовательский консорциум, в состав руководящих сотрудников которого входят такие специалисты, как К. Ньюэлл, Л. Прусак, а также Д. Смит, консультант по вопросам управления знаниями в IBM GlobalServices. Повсеместно увеличивается количество проводимых конференций, посвященных управлению знаниями.

В России в этот период выходит сборник «Новая постиндустриальная волна на Западе» под редакцией В. Л. Иноземцева, а чуть позже в журнале «Вопросы экономики» публикуется статья первого заместителя Института экономики РАН, доктора экономических наук Б. З. Мильнера.

В 2001 г. происходит запуск первого российского портала по управлению знаниями, выходит книга А. Л. Гапоненко «Управление знаниями» [5]. 2003-й год ознаменовался для России появлением монографии И. Нонаки и Х. Такеучи на русском языке, а также публикацией работы Б. З. Мильнера «Управление знаниями: эволюция и революция в организации» [6].

Сегодня в России и за рубежом существует достаточно большое количество монографий, публикаций, интернет-порталов, посвященных анализу концепции управления знаниями. Регулярно проводятся конференции, создаются форумы для обсуждения проблем и перспектив внедрения технологии управления знаниями в организациях. Всё это свидетельствует о том, что менеджмент знаний, находясь на стыке различных дисциплин, являет собой совершенно новое, очень актуальное в современных условиях направление, изучение которого является предметом работ многих исследователей по всему миру.

Чтобы уяснить, какие внешние и внутренние силы оказывают воздействие на деятельность вашей компании, требуется тщательный и глубокий анализ. При этом не обойтись без главного - информационно-аналитической системы для бизнеса. Такая система содержит всё необходимое для подготовки отчетов разной степени детализации - от обобщенных до самых подробных. Кроме того, с помощью средств системы можно тщательно «прочесывать» основные корпоративные источники информации в поисках нужных сведений. Этот процесс известен также под названиями «добыча данных» (datamining) и «компьютерный логический анализ» (e-analitics). Выявление главных тенденций, прежде всего в области информации о продажах, - общий для всех этих средств принцип действия. Фундаментом для любой аналитической системы служит комплекс мощных баз данных с хорошо продуманной структурой [7]. Такие комплексы (хранилища данных), в сущности, представляют собой семейства баз данных, содержащих взаимосвязанную информацию. Кроме того, в арсенале средств анализа коммерческой информации всегда содержатся программы подготовки отчетов и специализированные средства формирования нерегламентиро- ванных запросов, реализованных, как правило, на основе технологии OLAP (onlineanalyticalprocessing).

Наряду с программами анализа внутрифирменной коммерческой информации (пакет Impromptu фирмы Cognos и программный комплекс компании BusinessObjects, носящий ее имя), ведущие поставщики предлагают решения, предназначенные для передачи отчетов по Сети и оперативного формирования запросов через Интернет. К этой категории принадлежат пакеты AnalysisSuite корпорации SeagateSoftware, PowerPlayWeb компании Cognos и Weblntelligence фирмы BusinessObjects. Их очевидное достоинство состоит в том, что где бы ни находились сотрудники предприятия, они всегда могут получить доступ к информации. К тому же с появлением новых, веб- ориентированных программ анализа коммерческой информации «добыча» и анализ данных превращаются в услуги, предоставляемые клиентам. Эта эволюция явно свидетельствует о размывании границ между системами электронного бизнеса и управления знаниями.

«Если раньше инструментами анализа коммерческой информации пользовались только сотрудники предприятия, то сегодня корпорации всё чаще допускают к этим средствам своих клиентов, - рассказывает К. Джайл, эксперт исследовательской фирмы Gigalnformation- Group. - Компании начинают инвестировать в системы анализа коммерческой информации, с тем чтобы расширить диапазон предоставляемых услуг, организуя прямое интерактивное информационное обслуживание клиентов» [8].

Для анализа важны не только показатели в виде окончательных цифр (hardnumbers), «холодные цифры», взятые, например, из отчетов о продажах, но и так называемая «размытая» информация («soft» knowledge), разбросанная по текстовым документам, электронным таблицам, веб-страницам и даже сообщениям электронной почты. Чтобы обеспечить управление подобными файлами и извлечь максимум пользы из содержащейся в них информации, предлагается целый ряд решений. Первыми в ряду такого рода продуктов стали и получили на сегодня самое широкое распространение системы документооборота. Эти пакеты очень успешно применяются в фармацевтической промышленности и страховом деле - отраслях, «производящих» огромное количество документов и, соответственно, требующих организации хранилищ для регистрации патентов и заявлений о выплате страхового возмещения.

Как правило, системы документооборота имеют двух- или трехуровневую архитектуру, а их главное назначение - обеспечить целостность документов и их четкую классификацию; всё это требуется для того, чтобы пользователь мог без труда найти нужный документ. Обычно первый уровень такой системы представляет собой файловый сервер, содержащий документы и классификаторы. Второй уровень состоит из клиентского ПО, обеспечивающего доступ к системе. Третий уровень архитектуры систем управления документами содержит бизнес-логику, определяющую систему формирования документов и маршруты их доставки конкретным сотрудникам для внесения изменений и утверждения.

Еще один источник информации - электронная почта. Из многочисленных посланий, которыми обмениваются сотрудники организации, можно почерпнуть массу ценнейших сведений. С помощью таких программ, как IntelligentMinerforText фирмы IBM, можно сортировать и архивировать сообщения электронной почты по категориям в соответствии с ключевыми словами, содержащимися в них.

«Те знания, что накапливаются в головах сотрудников, не разместишь на сервере, зато они свободно циркулируют по фирме в виде многочисленных сообщений электронной почты, - говорит Д. Гилмор, основатель и главный управляющий компании TacitKnowledgeSystems.

Профили, формируемые нашей системой, помогают правильно строить отношения между людьми, а это - необходимое условие успешного бизнеса» [9].

Как видим, провести полную инвентаризацию информационных ресурсов предприятия отнюдь не просто. Разработано множество решений для управления теми или иными компонентами этого потенциала, но собрать воедино все составляющие - задача очень трудоемкая и мучительная.

Библиографический список

lotus_com

Вииг К. Основы управления знаниями. М., 1986.

Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес, 2003.

Давенпорт Т., Прусак Л. Рабочее знание: как организации управляют тем, что они знают. М., 1998.

Гапоненко А. Л. Управление знаниями. М., 2001.

Мильнер Б. З. Управление знаниями: эволюция и революция в организации. М., 2003.

Teece D. J. Firm organization, industrial structure and technological innovation // Journal of Economic Behavior and Organization. 2001.

gigaweb_com

e-xecutive_ru/knowledge/announcement/337814/




О. И. Медведок Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Екатеринбург, Россия)


Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601