СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Инновационная деятельность РУДН на международном пространстве знания

Международное пространство знания - это объективная, динамично развивающаяся действительность, характерными чертами которой являются интеграция и интернационализация высшего образования в политико-правовых рамках. Цель интернационализации - всемерное сближение национальных образовательных систем, их взаимодополняемости, превращение высшего образования в мировую социальную систему. Но следует сразу оговориться, что интеграция мировой системы высшего образования - это процесс объединения, а не само объеди-

нение .

Российский университет дружбы народов (РУДН), являясь одним из ведущих вузов Российской Федерации, активно участвует в интернационализации высшего образования путем внедрения новых образовательных технологий, подготовки специалистов по наиболее востребованным современным рынком труда специальностям, а также развития научного и педагогического потенциала преподавателей и сотрудников и повышения их квалификации.

Участие в международных проектах позволяет существенно повысить экспортный потенциал образовательных услуг, активизировать продвижение российских технологий в сфере образования (в том числе и через совместные образовательные проекты), расширить сферу предоставления образовательных услуг посредством повышения квалификации выпускников российских вузов.

Одним из крупнейших международных проектов, осуществляемых в РУДН, является Университет ШОС (УШОС), образованный в 2008 г. В 2009 г. в него вошли при конкурсном отборе 53 ведущих университета стран-участниц Шанхайской Организации Сотрудничества, включая РУДН.

Обучение в Университете ШОС предполагает подготовку на базе головных вузов УШОС по следующим видам образовательных программ:

подготовительные языковые курсы;

бакалавриат (4 года);

магистратура (2 года);

аспирантура (3 года);

докторантура (3 года);

программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дистанционного и очно-заочного образования.

Выпускник программы УШОС получает диплом вуза, в котором начал обучение или проучился наибольший срок (не менее 60% времени) и на начальном этапе создания Университета ШОС - сертификат Университета ШОС, а впоследствии - единый диплом Университета ШОС.

В настоящее время существуют пять направлений подготовки специалистов, и все они являются проблемными - энергетика, экология, IT-технологии, регионоведение и нанотехнологии.

Студент, обучающийся по программе Университета ШОС, должен иметь возможность с любого семестра продолжить свое образование в головном иностранном вузе, который реализует выбранную им программу. При этом максимальный срок пребывания и количество иностранных вузов-партнеров не ограничиваются. Минимальный же срок обучения в иностранном вузе-партнере - не менее одного семестра.

При осуществлении образовательного процесса в рамках Университета ШОС возникают различные вопросы. Прежде всего возникает вопрос: как рассчитывать взаимопризнание курсов? Так, в России одна условно-зачетная единица, или «кредит», равна 36 часам, в Китае

32, в третьей стране - 30 часам. Приходится рассчитать трудоемкость курсов, вводить коэффициенты, следить за качеством преподавания.

Другим трудным вопросом является наличие (или отсутствие) рабочего или единого языка, на котором должны вестись занятия и которым должны владеть студенты. Основными языками обучения в рамках Университета ШОС являются государственный язык страны местонахождения вуза и (или) официальные языки ШОС - русский и китайский.

Следующим дискуссионным вопросом является набор студентов. В рамках ШОС было принято соглашение о взаимосогласованных квотах на прием студентов в университеты, входящие в единую образовательную систему. Квоты должны быть прямо пропорциональны взносам каждой страны в единый бюджет УШОС. Квоты применяются только для студентов, обучение которых финансируется из бюджета Университета ШОС.

Количество студентов, обучающихся на контрактной основе и самостоятельно покрывающих расходы на свое обучение не квотируется, и определяется на основе согласования между базовыми вузами. Предварительное согласование необходимо, прежде всего, для планирования и регулирования потоков студентов в рамках академической мобильности.

В перспективе модель Университета ШОС предусматривает многосторонние обмены, поскольку теоретически студент может обучаться в неограниченном количестве стран и университетов. Однако в настоящее время используется не многосторонняя модель, а двусторонняя, так как пока обучение возможно только в рамках магистратуры продолжительностью два года.

Уникальность модели УШОС в том, что она не предусматривает единого «лидера образования». И это - важный момент, поскольку и Шанхайская Организация Сотрудничества не предусматривает страны-лидера, все участники равноправны. Большинство программ в вузах стандартизованы, и студентам не всегда интересно их слушать. Поэтому студентам УШОС предоставлена возможность изучать отдельные модули дисциплин, состоящие из нескольких курсов, объединенных общим тематическим началом, в том числе уникальные, которые читаются только в Китае.

Потенциал Университета ШОС разработан еще не до конца. В Университете пока нет совместных лабораторий, совместных журналов, только разрабатывается совместная информационная интернет- платформа, которая должна отражать научную и образовательную деятельность. Предполагаются совместное участие партнеров в крупных международных конференциях, совершенствование методик, частичный переход на онлайн-преподавание. Переход УШОС на новые образовательные технологии и полноценное дистанционное образование в сочетании с расширением академической мобильности явится еще одним прорывом на международном пространстве знания.

РУДН развивает еще один инновационный проект в области высшего образования - «Сетевой университет СНГ», который является аналогом программы «Эразмус Мундус» в рамках единого (общего) образовательного пространства государств-участников СНГ. Проект реализуется при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Его основные задачи - развитие академической мобильности, укрепление сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования, повышение качества и привлекательности высшего образования на пространстве СНГ. Проект направлен на организацию и реализацию высококачественных совместных магистерских программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований с целью подготовки кандидатских диссертаций.

Сетевой университет СНГ функционирует на правах Консорциума при равноправном партнерстве всех вузов-партнеров и открыт для вступления других организаций в установленном членами Консорциума порядке. Члены Консорциума - ведущие университеты госу- дарств-участников СНГ, российско-славянские университеты, высшие учебные заведения, являющиеся базовыми организациями по направлениям сотрудничества.

В 2009-2011 гг. в состав Консорциума вошли 22 ведущих университета из 9 государств-участников Содружества Независимых Государств: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдовы, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины, а именно:

Бакинский славянский университет.

Белорусский государственный университет.

Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара.

Донецкий национальный университет.

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева.

Ереванский государственный лингвистический университет им. В. Брюсова.

Ереванский государственный университет.

Казахский национальный университет им. аль-Фараби.

Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына.

Кыргызско-Российский Славянский университет.

Московская государственная юридическая академия.

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России.

Новосибирский государственный университет.

Российско-Таджикский Славянский университет.

Российский университет дружбы народов.

Санкт-Петербургский государственный университет.

Славянский университет (Республика Молдова).

Таджикский национальный университет.

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова,

а также вузы-участники технического Консорциума СУ СНГ:

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана.

Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина.

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина.

В 2011 г. было достигнуто расширение перечня направлений подготовки (технические, естественно-научные, аграрные) и источников финансирования СУ СНГ за счет выделения странами Содружества грантов для обучения. В 2011/12 учебном году 163 человека поступили на обучение по совместным образовательным программам по различным направлениям.

Сетевой университет служит в СНГ основой развития системы академической мобильности и вносит огромный вклад в расширение и укрепление пространства знания. Языками обучения по совместной образовательной программе в каждом из университетов-партнеров являются национальный и русский языки.

Обучение по совместным образовательным программам может также осуществляться с использованием дистанционных образовательных технологий. Периоды обучения и академическая аттестация, пройденные обучающимися в одном из университетов-партнеров, взаимно признаются всеми университетами-партнерами, подписавшими Соглашение о совместной подготовке магистров. Система перевода национальных оценок университетов-партнеров зафиксирована в Соглашениях о совместной подготовке магистров. Дипломы, полученные в рамках настоящих норм и правил, признаются в странах вузов-партнеров.

Еще одним значительным явлением в рамках СУ СНГ является система дополнительного профессионального образования, которая включает в себя программы повышения квалификации (72 часа) с выдачей государственного удостоверения о краткосрочном повышении квалификации. Данная программа предназначена для сотрудников международных служб, административно-управленческого персонала, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, практическая деятельность которых связана с организацией набора и приема иностранных учащихся в соответствующие образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Можно сделать вывод: никакая инновационная исследовательская или практическая деятельность в области экономики, менеджмента, политики и прочих областей не представляется возможной без усиленного вклада в развитие человеческого капитала. Этот вклад формирует национальные и международное пространство знания, позволяет преодолеть узконациональные рамки и следовать по пути интернационализации компетенций и умений специалистов разного профиля.

Российский университет дружбы народов, следуя своим интернациональным традициям и принципам, находится в постоянном поиске новых форм, методов и технологий, направленных на формирование международного пространства знания как основы формирования поколений, главными характерными чертами которых будут инновационное мышление, постоянный поиск нестандартных решений любых проблем, чувство социальной ответственности и высокая степень самомотивации.




Козырев А. Н., Макаров В. Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003. М. М. Малышева Т. Б. Иванова Российский университет дружбы народов (Москва, Россия)


Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601