Особое место при переходе к инновационному типу экономического роста должно занять формирование в России эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику. Важным элементом инновационной инфраструктуры являются технопарковые структуры. Подобные успешно функционирующие структуры могут внести значимый вклад в экономику региона за счет:
- стимулирования экономического роста региона;
- диверсификации местной экономики, что делает ее более устойчивой;
- развития успешных компаний малого и среднего бизнеса; увеличения доходов местного бюджета.
Наибольшее распространение в мире получили две группы технопарковых структур: технопарки (научные и технологические парки) и бизнес-инкубаторы.
Согласно определению Международной ассоциации научных парков технопарк (технологический парк) - это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, создания инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научноисследовательскими институтами, компаниями и рынками [1].
Бизнес-инкубаторы, представляющие собой сложные многопрофильные комплексы, предназначены для образования и поддержки малых предприятий, оказания им инновационных услуг и обучения персонала в течение 2-3 лет. По истечении инкубационного периода инновационная фирма-клиент покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность. Вновь возникающие высокотехнологичные фирмы находятся под опекой бизнес-инкубатора, пользуются его помощью, оставаясь при этом экономически и юридически самостоятельными. Особенностью бизнес-инкубатора является то, что он не финансирует фирмы, которые опекает [2].
Проведенный нами анализ законодательства, регламентирующего функционирование инновационной инфраструктуры на территории Российской Федерации, и в частности Свердловской области, показал, что в нормативно-правовых актах отсутствует определение «технопарковая структура». Также отсутствуют понятия отдельных форм технопарковых структур (в том числе бизнес-инкубатора). Исследование законодательной базы РФ и Свердловской области позволило выявить следующие дефиниции технопарка.
Свод понятий технопарка в российском законодательстве
Комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (одобр. распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р):
«Технопарк в сфере высоких технологий представляет собой форму территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими формирование современной технологической и организационной среды с целью инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов» [3]
Закон Свердловской области от 20 октября 2011 г. № 95-ОЗ «О технопарках в Свердловской области»:
«Технопарк - форма территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и индивидуальных предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих с целью инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов формирование современной технологической и организационной среды путем создания материально-технической, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, индивидуальных предпринимателей, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и продвижения их на мировой рынок научно-технической продукции» [4]
Таким образом, существующая нормативная правовая база не содержит полный и четко определенный перечень понятий, связанных с функционированием технопарковых структур в РФ.
В Свердловской области процесс формирования и развития технопарковых структур регулируется Законом Свердловской области от 20 октября 2011 г. № 95-ОЗ «О технопарках в Свердловской области», а также Областной целевой программой «Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в Свердловской области» на 2011-2015 гг.
Комитетом промышленной политики и развития предпринимательства администрации Екатеринбурга разработаны «Методические рекомендации по организации индустриально-промышленных парков».
Согласно Закону Свердловской области «О технопарках в Свердловской области» технопаркам предоставляются государственные гарантии, субсидии, налоговые льготы; государственное казенное имущество Свердловской области может передаваться в аренду и в качестве вкладов в уставный капитал; Правительство Свердловской области содействует установлению внешнеэкономических связей, необходимых для развития технопарков в области.
Реестр технопарковых структур Свердловской области приведен ниже [5; 6].
Особая экономическая зона «Титановая долина» (г. Верхняя Салда)
Технопарки
- Научно-производственный парк «Техномет» - «Энергосберегающие технологии в металлургии и машиностроении» (г. Екатеринбург)
- Некоммерческое партнерство Инновационно-технологический центр «Академический» (г. Екатеринбург)
- Технопарк «ИнтелНедра» (г. Екатеринбург)
- Уральский лесной технопарк (г. Екатеринбург)
- АНО «Региональный научно-технологический парк «Уральский» (г.Екатеринбург)
- Индустриальный парк «Высоких технологий машиностроения «Пу- мори - СИЗ» (г. Екатеринбург)
- Технопарк «Аверон» (г. Екатеринбург)
- Технопарка «Авиценна» (г. Екатеринбург)
- Технопарк «Приборостроение» (г. Екатеринбург)
- ООО «Технопарк Высоких Технологий» (г. Екатеринбург)
- Технопарк «Заречный№ (г. Заречный)
- Технопарк «Высокогорский» (г. Нижний Тагил)
- ООО «Технопарк-Экомед» (г. Екатеринбург)
- ЗАО «УК Технопарк «Торгмаш» (г. Екатеринбург)
- ЗАО «Научно-технологический парк бизнес-инкубатор «Уральские технологии» (г. Екатеринбург)
- Научно-внедренческий технопарк «Терем-Урал» по энергосбережению и ресурсосбережению (г. Екатеринбург)
- ООО «Технопарк-Внедрение» (г. Екатеринбург)
Бизнес-инкубаторы
- Бизнес-инкубатор Екатеринбургской палаты товаропроизводителей (г. Екатеринбург)
- Фонд поддержки малого предпринимательства «Бизнес-инкубатор» (г. Екатеринбург)
- Свердловский областной бизнес-инкубатор (г. Екатеринбург)
- Бизнес-инкубатор «Верх-Исетский»(г. Екатеринбург)
- Научно-технологический парк - бизнес-инкубатор «Уральские технологии» (г. Екатеринбург)
- Центры трансфера технологий
- Уральский региональный центр трансфера технологий (г. Екатеринбург)
- Уральский учебно-научный центр инновационного бизнеса (г. Екатеринбург)
- Региональные промышленные центры
- Региональный центр листообработки (г. Екатеринбург)
- Уральский лазерный инновационно-технологический центр (г. Екатеринбург)
В ходе исследования деятельности технопарковых структур выявлено, что 62% объектов занимаются научными разработками в сфере промышленности (металлургической, машиностроительной, лесной, горной, электронной); 11 - в области медицины и здравоохранения; 27% - прочие (консалтинг, телекоммуникации и пр.) (см. рисунок).
Сферы деятельности технопарковых структур Свердловской области
Проведенный анализ территориального расположения технопар- ковых структур показал, что практически все объекты сконцентрированы на одной территории - в г. Екатеринбурге, что свидетельствует об отсутствии инновационного развития других территорий Свердловской области. Екатеринбург по сравнению с другими городами обладает большим научным и производственным потенциалом. Однако характеризующиеся высокой концентрацией промышленности такие территории Свердловской области, как Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Серов, Краснотурьинск, Новоуральск, Первоуральск и др., также обладают потенциалом инновационного развития.
Таким образом, технопарковые структуры в Свердловской области находятся на стадии становления, что обусловливает более высокие риски их функционирования. В целом, несмотря на значительный потенциал Свердловской области в сфере инноваций, развитие инновационной инфраструктуры сдерживается отсутствием финансирования, стагнацией спроса на инновации со стороны хозяйствующих субъектов, а также недостаточной государственной поддержкой. Существующая нормативная база, и в частности налоговое законодательство, не позволяют создать благоприятные условия для процветания цивилизованного наукоемкого бизнеса, малого инновационного предпринимательства, в том числе с помощью технопарков.
Значимой проблемой остается также неразвитость, иногда отсутствие, связей с научными школами, ведущими университетами страны и области. Не в полной мере темпы развития сектора исследований и разработок отвечают спросу со стороны предпринимательского сектора на инновации, при этом отдельные научные результаты не находят применения в экономике.
Помимо вышеназванных проблем существуют такие проблемы формирования и развития технопарковых структур, как отсутствие сильного лидера команды менеджеров технопарковой структуры; бюрократические методы управления технопарковой структурой; неправильно выбранная организационно-правовая форма деятельности технопарка; неверное географическое размещения парка; кадровые проблемы.
Комплексное решение проблем функционирования технопарко- вых структур будет способствовать созданию новых конкурентоспособных производств, в том числе обеспечивающих замещение импорта в Свердловской области.
Предлагаем для дальнейшего становления технопарковых структур в России и Свердловской области реализацию ряда мероприятий:
- финансовое участие государства и крупного бизнеса в создании технопарков;
- погашение за счет средств бюджета процентов по банковским кредитам, взятым под разработку инновационных технологий;
- финансовое участие государства в разработках, доведенных до стадии коммерциализации;
- льготная оплата коммунальных услуг, в том числе оплата электроэнергии;
- адресная финансовая поддержка организаций, занимающихся подготовкой и продвижением разработок НИИ и вузов;
- подготовка концепции создания технопарков единой производственной направленности;
- полное редактирование правовой базы на федеральном и региональном уровнях, а именно: восполнение существующих пробелов, устранение противоречий и недочетов.
Процесс развития технопарков не должен обойти Россию с ее достаточно сложной экономической ситуацией. Одним из способов выхода из сложившейся кризисной ситуации является опора на отечественную науку и наукоемкое производство. Технопарковые и иные инновационные структуры могут сыграть одну из важнейших ролей в этом процессе.
Библиографический список
- International Association of Science Parks. Режим доступа: iasp.ws/publico/index.jsp?enl=2
- Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.
- Комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (одобр. распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р) (с изм. от 25 декабря 2007 г., 12 сентября 2008 г., 10 марта 2009 г., 27 декабря 2010 г.). garant_ru/iv/
- Закон Свердловской области от 20 октября 2011 г. № 95-ОЗ «О технопарках в Свердловской области» // Официальный сайт Правительства Свердловской области. midural_ru/normative_docu- ments/data_bank/
- Инновационный бизнес Екатеринбурга. ekbin_ru/ section/26
- Деловая сеть малого бизнеса. Информационная поддержка малого предпринимательства. dsmb_ru/section75/
Е. А. Ляшенко Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)
Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 1849