СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


«Новая» экономика и приоритет развития инновационного высшего образования

Сегодня в мире наглядно проявился комплекс закономерностей формирования «новой» экономики, базирующейся на знаниях, одной из особенностей которой выступает самая тесная, масштабная и многосторонняя интеграция образовательной, научной деятельности и бизнеса, проявляющаяся как на национальном уровне, так и в процессе глобализации мирового хозяйства. Мировые страны-лидеры сумели на протяжении XX века достаточно эффективно интегрировать науку, образование и бизнес (в частности, через развитие университетских комплексов, сетевых структур и др.).

Под интеграцией образования, научной деятельности и бизнеса высшего образовательного учреждения следует понимать развитие устойчивых взаимосвязей между данными сферами деятельности [1. С. 17]. Уровень интеллектуальных бизнес-услуг в зарубежных странах тесно коррелирует с уровнем развития науки и образования. Необходимо отметить, что в ряде стран имеют место свои особенности такого развития.

По оценкам Всемирного банка, 76% национального богатства США составляет человеческий капитал, т. е. накопленные населением знания и умения, используемые для нахождения эффективных решений в производственной деятельности и повседневной жизни. Фактический

воспроизводимый капитал дает 19% богатства США, на природный фактор приходится остальные 5%. В Западной Европе - это, соответственно, 74, 24 и 2%. Благосостояние России держится вполовину (50%) на человеческом капитале, 10% дает воспроизводимый капитал, и 40% обеспечивает природа. (Для сравнения: в США половина роста ВВП обеспечивается научно-техническими новшествами, что является результатом функционирования человеческого капитала.)

Вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонская декларация) требует унификации процессов обеспечения и гарантий качества предоставляемых услуг в системе высшего образования [1. С.19]. Результатом данной унификации должна стать модернизированная система российского высшего профессионального образования, имеющая международно признанный уровень качества [2. С. 20].

Одним из путей создания такой системы является переход на европейскую модель двухуровневой формы высшего образования «бакалавриат - магистратура» в соответствии с Болонской конвенцией. Надо отметить, что не все европейские страны строго придерживаются такой модели, не говоря уже о таких странах, как США, Китай, Япония, Индия.

В развитых странах государственная политика в области образования становится все более важной частью национальной инновационной системы, приобретает новые черты, что обусловлено интеллектуализацией труда и других сторон человеческой деятельности.

Экономический рост и развитие общества напрямую зависят от воспроизводства «человека знаний». Знание и образование: приобретают все большую экономическую ценность; являются основой достижения высокого уровня технологического развития, создания новых, более совершенных форм производства, что обеспечивает значительно больший прирост ВНП по сравнению с физическим капиталом;

способствуют высокому уровню экономического развития, что проявляется в повышении конкурентоспособности товаров и услуг, улучшении финансовых результатов и финансового состояния субъектов национальной экономики и, соответственно сотрудников организации и сообщества в целом; сокращается срок возврата вложенных обществом средств в образование индивида;

оказывают положительное влияние на социальные процессы в обществе, что проявляется в социализации результатов деятельности, повышении роли человека, так как образованный индивид способен формировать здоровую социальную среду, адаптироваться к быстро меняющимся условиям;

обусловливают разрешение противоречий в развитии самой системы образования, которая, с одной стороны, является сферой распространения научных знаний и генерирования собственно образовательного знания, а с другой - отличается консерватизмом, поскольку повторение и воспроизведение репродуктивного характера есть предпосылки сохранения социума [3. С. 17].

В США половина прироста ВВП обеспечивается научнотехническими новшествами, что является результатом функционирования человеческого капитала. Образование также положительно воздействует на социальные процессы в обществе: хорошо образованный человек законопослушнее, сам способен формировать здоровую социальную среду, легче адаптируется в изменяющемся обществе. Именно поэтому управление «производством» и «передачей» знаний становится стержневым элементом экономического прогресса [4. С. 35].

Беспрецедентный скачок в развитии систем образования большинства стран мира и формирование единого образовательного пространства вызваны тем, что управление производством и передачей знаний становятся стержневым компонентом механизма государственного регулирования экономического прогресса, в основе которого лежат коренные изменения в мировой науке, технике, технологии, а также процессы, связанные с информатизацией и автоматизацией.

В рамках национальной инновационной системы государство формирует и осуществляет научно-техническую и инновационную политику с целью достижения и поддержания высокого уровня конкурентоспособности и эффективности экономики страны.

Если обратиться к практике зарубежных стран, то независимо от сходства и различий национальных моделей научно-образовательного процесса основные направления их политики в этой сфере формируются через своего рода «систему координат», особое место в которой занимают именно цели и задачи государства.

Интеграция образования, исследовательской деятельности и производства в зарубежных университетах складывалась на протяжении второй половины XIX - начале XXI века. Апробированные модели интеграции доказали свою жизнеспособность и, более того, перспективность. К примеру, американская модель интеграции, являясь одной из самых продуктивных, показательна в том аспекте, что выпускники таких вузов чаще всего становятся лауреатами Нобелевских премий. Именно их «пилотные» разработки вырастают затем до конвейерного потока в гигантских технологических компаниях, обеспечивающих одновременно научно-техническое развитие и многомиллионные прибыли. Формы интеграции указанных процессов в каждой стране, а отчасти и в отдельно взятом университете осуществляются специфично, что обусловливает необходимость исследования многообразия форм интеграции на примере университетов американской модели, японской (азиатской) модели и европейской модели смешанных типов. Интегрированный информационный обмен осуществляется не только между студентами, но и между студентами и преподавателями.

В современном мире интеграция образования, исследовательской деятельности и бизнеса в высшей школе выступает важнейшим компонентом социально-экономического развития множества стран. Интеграционная модель функционирует на базе технопарков (технополисов). Именно здесь студенты получают не только новые знания, но также имеют возможность использовать их в научно-исследовательской деятельности, в экспериментах, до получения практического результата, который впоследствии применяют в технологическом процессе в стенах уже собственно венчурной фирмы.

Библиографический список

ГОСТ Р ИСО 10005-2007 от 27 декабря 2007 г. № 567-ст. Руководящие указания по планированию качества.

ГОСТ Р ИСО 10013-2007 от 31 октября 2007 г. № 282-ст. Руководство по документированию системы менеджмента качества.

ГОСТ Р ИСО 10014-2008 от 18 декабря 2008 г. № 472-ст. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества.

ГОСТ Р ИСО 10015-2007 от 27 декабря 2007 г. № 567-ст. Руководящие указания по обучению.




Ю. П. Куликова Королёвский институт управления, экономики и социологии (Королёв, Россия)


Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601