СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Тенденции развития инновационной деятельности современных российских предприятий

В условиях глобализации экономики и ужесточения конкуренции недостаточно устойчивое развитие большинства отечественных компаний остро ставит задачу интенсивного поиска и реализации действенных мер, обеспечивающих условия для мобилизации внутренних резервов на предприятиях и для адаптации производства к быстроме- няющимся условиям внешней среды. Чтобы решить эти проблемы, многие ученые предлагают совершенствовать организационную структуру предприятия для более полной его адаптации к реалиям рынка, а также принимать меры по укрупнению и слиянию предприятий для решения важных стратегических задач.

Вместе с тем обстоятельства требуют создания новых форм и методов управления инновационным развитием предприятия. В настоящее время руководство нашей страны в полной мере осознает необходимость перехода России, а следовательно, и всех предприятий на инновационный путь развития, поскольку именно инновации способны придать новый импульс развитию деятельности отечественных предприятий для осуществления экономического прорыва. Именно повышение экономической роли инноваций стало одним из ключевых факторов, обусловивших в последние десятилетия радикальные структурные сдвиги в мировой экономике. Стоит отметить, что эти изменения имеют как общие, так и специфические для разных стран проявления. Данные проявления очень условно можно сгруппировать в две совокупности: относящиеся к инновационному поведению предприятий и организаций и к инновационной политике государств. Причем в обоих случаях актуальной является проблема выбора стратегических приоритетов, механизмов и направлений инвестирования финансовых ресурсов, эффективных форм кооперации с другими участниками инновационного процесса.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации заявлены весьма амбициозные цели: сближение доходов российских граждан с уровнем развитых стран, завоевание новых позиций на мировых рынках, кратное увеличение производительности труда, достижение технологического лидерства по выбранным направлениям и пр. Данные цели могут быть реализованы только за счет радикального повышения конкурентоспособности российской экономики на основе постоянного технологического обновления и качественного повышения уровня технологического развития ее ключевых секторов. Для этого разрабатываются и реализуются программы по данному направлению.

Готовность организации к инновационному развитию можно рассматривать в разных аспектах. Многие исследователи считают, что основным направлением стимулирования инновационного развития является обновление основных фондов предприятий. Однако, усилив производственный потенциал предприятия и не затронув в той же мере инновационный, кадровый потенциал, в результате получаем «омертвление» финансовых средств. Основными же проблемами инновационной деятельности предприятия являются повышенная сложность организационных процессов и значительно возрастающая роль менеджмента. Сотрудники и специалисты организации являются генераторами прорывных идей, поэтому инновационное развитие предприятия всецело зависит от их желания, мотивации и готовности воспринимать новое. К сожалению, сегодня в России наблюдается значительный дефицит квалифицированных управленцев.

Инновационное развитие предприятия также зависит от того, насколько технологическая система предприятия готова воспринять ту или иную инновационную задачу, правильно оценить ее. Восприятие инновационной задачи может иметь форму признания инноваций, когда производственная система заинтересована и подготовлена к их внедрению, или отрицания инноваций, когда они противоречат интересам предприятия, или когда производственная система не готова к их внедрению, а у управляющей подсистемы отсутствуют эффективные рычаги воздействия. Безусловно, инновационная деятельность предприятия должна быть ориентирована на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем немаловажная роль при реализации инвестиционных программ должна отводиться повышению эффективности использования отдельных ресурсов или отдельных производственных подразделений. Следует учитывать возрастающую динамичность и неопределенность внешней среды, что, в свою очередь, существенно повышает требования к системам управления инновационным развитием предприятий. Сегодня эффективность работы предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения растет, к сожалению, не всегда. Устойчивость, целостность и конкурентоспособность системы сохранятся в долгосрочном периоде при достаточной гибкости субъекта управления и сбалансированности альтернатив стратегий его развития.

Сегодня руководители многих предприятий признают, что повысить конкурентоспособность предприятия можно только путем использования новых технологий, обновления оборудования, техники, производства усовершенствованной продукции. Однако это не все факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия. Помимо количественных, особую значимость имеют качественные факторы. Принимая во внимание то, что сегодня на рынке важнейшую роль играют не продукты, а бренды, необходимо сформировать такой механизм мотивации труда (с целью повышения уровня интеллектуального капитала), при котором все работники будут заинтересованы в реализации стратегических целей предприятия. Что касается высокого риска инновационной деятельности, то на данный момент отсутствуют какие-либо действенные механизмы страхования высоких финансовых рисков субъектов инновационного рынка. Все это в сочетании с потребностью быстрых технологических изменений не дает возможности поступательно развивать инновационный потенциал предприятия.

Очевидно, что инновационная деятельность - это действенный инструмент повышения эффективности функционирования предприятия. Параметрами оценки эффективности являются: повышение конкурентоспособности предприятия по всем важнейшим показателям его деятельности; достижение баланса между традиционной и новой внедряемой технологией; развитие возможности быстрого восприятия радикальных нововведений; организация взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность; эффективность использования современных информационных комплексов. Возникает необходимость изменения стратегий многих предприятий, связанных с переходом от ориентации только на экономический эффект к более целенаправленному инновационному развитию.

Следующий аспект проблемы - определение роли государства в инновационном развитии как страны в целом, так и каждого отдельного предприятия. Провалы рынка в инновационной сфере вынуждают государственные органы развитых стран в случае необходимости принимать на себя часть расходов и ответственность, регулировать направления развития рынка инноваций. Поэтому принципиально важно определить меру участия в развитии НИС граждан как носителей человеческого капитала, бизнеса, публичных институтов (государственных, региональных, муниципальных), а также общественных организаций. Содействовать становлению инновационной системы в России призваны созданные институты развития (имеющие свойства как финансовой, так и территориальной инфраструктуры): Российская венчурная компания, Российская корпорация нанотехнологий, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, Банк развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития.

Необходимо учитывать, что у каждой страны есть свои естественные инновационные приоритеты, не зависящие от предлагаемых научных концепций, имеющие долговременный стратегический характер. У России с ее огромными пространствами и природными ресурсами есть совершенно очевидные приоритетные технологические направления гражданского назначения, которые действительно востребованы ее экономикой и достижения в которых могут быть быстро и эффективно восприняты в стране. Это энергетика, нефтяная и газовая промышленность, нефтехимия, транспорт и связь. Именно в этих отраслях и должна быть усилена роль государства, в них в первую очередь должна происходить смена базовых технологий. Но этим роль государства не должна ограничиваться, так как такое развитие способно привести к одностороннему развитию инновационной модели.

Очевидно, что государство должно более активно развивать инновации, и данная проблема должна рассматриваться с учетом рыночного развития. Государство обладает эффективным набором достаточно тонких методов регулирования, которые успешно взаимодействуют с методами рыночного саморегулирования. Государство может и должно взять на себя решение проблемы эффективного взаимодействия науки и бизнеса, участвовать в создании институциональных условий для внедрения высоких технологий через систему регулирования (более быстрое принятие новых технических регламентов и ГОСТа), устранять проблемы привлечения капитала в сферу научных исследований и высокотехнологичных производств, используя инструменты государственно-частного партнерства, участвовать в реализации наиболее значимых инвестиционных программ (таких, как развитие технопарков, наукоградов, особых экономических зон), поддерживать продвижение отечественных инновационных продуктов как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Для поддержания и развития системы НИОКР государство должно применить принцип «управлять - значит создавать условия». Только среда способна определять приоритетные направления исследований и оценивать достижения. Государство на основании экспертного анализа тенденций в мировой науке и технологии должно определять свои приоритеты, стимулировать их реализацию или поддерживать имеющимися в его распоряжении инструментами, что подстегнет предприятия к участию в программах инновационного развития.

Еще одна довольно актуальная проблема - отсутствие государственной политики по подготовке специалистов в сфере реализации инноваций. Научно-технический потенциал нашей страны высок, однако доля разработок, дошедших до конечных потребителей, невелика. Это обусловлено тем, что нынешние специалисты не способны увидеть в научной разработке коммерческий продукт, а также грамотно осуществлять процесс его коммерциализации. Значит, необходимо менять управленческий менталитет. Инновационная культура в целом также находится на низкой ступени развития. Кроме того, технологическая база российской экономики фактически не обновляется. Что касается структуры экономики, то основные инвестиции и финансовые накопления сосредоточены, как правило, в экспортно-ориентированных секторах. Приток капитала в отрасли, определяющие лицо современной экономики, недостаточен. По существу не создана и соответствующая инновационно-ориентированная инфраструктура.

Следовательно, можно выделить ряд основных проблем, влияющих на процессы управления инновационным развитием предприятия:

ограниченность финансирования инновационной деятельности предприятий, высокий уровень управленческих расходов;

отсутствие у российских предприятий современной базы для внедрения разработок по причине износа или отсутствия необходимого оборудования, устаревание кадров;

наличие феномена сопротивления инновациям;

отсутствие кадров, способных эффективно руководить инновационным процессом;

нечеткая государственная политика в области инноваций.

Решение данных проблем лежит в плоскости концентрации усилий всех участников инновационного развития. В России была разработана и реализуется национальная программа перехода от сырьевой к инновационной модели экономического роста, которая начала давать первые результаты. Российская инновационная система стала более зрелой. Предприятия-новаторы научились зарабатывать на инновациях, они развивают опытно-промышленное и серийное производство, активно используют инновационную инфраструктуру, современные формы кооперации и интеграции.

Однако современные тенденции развития инновационной деятельности далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. Тревожит, что таких предприятий слишком мало, а перевод национальной экономики на более эффективную модель диверсифицированного развития постоянно сталкивается с серьезными препятствиями и ограничениями. В связи с этим, несмотря на реализуемый государством курс на инновационную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий уровень инновационной активности. Даже во время экономического подъема он практически не изменился. Вместе с тем в России есть все предпосылки осуществления крупномасштабных технологических прорывов в промышленности, интенсивного освоения результатов исследований и разработок.




А В. Красавина, В. Б. Алексеенко Российский университет дружбы народов (Москва, Россия)


Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601