СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Бюджет субъекта Федерации и бюджетное планирование в рамках инновационной политики на региональном уровне

Перевод экономики России на инновационный путь развития является основной целью государственной экономической политики, целью, которая была зафиксирована в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. [1]. Этот масштабный документ требует реализации комплекса мероприятий в различных сферах (экономика, наука и пр.), а также на всех уровнях власти и управления - федеральном, региональном и муниципальном.

На уровне субъектов РФ для реализации стратегических целей инновационного развития в том числе будут использованы средства бюджетов субъектов Федерации.

Основными мерами стимулирования инновационной деятельности, которые требуют привлечения средств региональных бюджетов, являются следующие [1]:

предоставление субсидий организациям малого и среднего бизнеса на оплату прикладных НИОКР, инжиниринговых услуг, проведение маркетинговых исследований, патентования, сертификации выпускаемой продукции, выхода на внешние рынки, субсидирование процентных ставок по кредитам через региональные программы поддержки малого бизнеса;

предоставление финансовой и имущественной поддержки созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры, включая технопарки, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования оборудованием, региональные венчурные фонды и пр.;

реализация программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий;

предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на недвижимое имущество организаций;

поддержка образовательных программ системы основного и дополнительного образования, обеспечивающих развитие кадрового потенциала инновационной деятельности.

Очевидно, что для реализации таких масштабных мероприятий необходимо наличие значительных финансовых средств в бюджетах субъектов РФ. Однако на современном этапе именно региональные бюджеты (а также бюджеты муниципальных образований) испытывают дефицит финансовых ресурсов. Даже без учета потенциальной потребности в средствах для стимулирования инновационного развития «объем принятых на этих уровнях бюджетной системы расходных обязательств зачастую существенно превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется» [2].

Следовательно, для активного участия региона в реализации государственных задач инновационного развития необходимо внесение существенных корректив в перечень источников доходов и механизм формирования региональных бюджетов. Прежде всего следует обратить внимание на неравномерное распределение налоговых поступлений между федеральным бюджетом и бюджетами территорий. Рациональным решением должно стать увеличение нормативов отчислений по федеральным налогам в бюджеты субъектов Федерации.

С точки зрения механизма формирования региональных бюджетов принципиально важно внедрить в практику бюджетной деятельности полноценное бюджетирование, ориентированное на результат. Речь идет о том, что, несмотря на развитие результатного бюджетирования с 2004 г., оно во многом применяется формально; формальными являются процедуры установления результатов для целевых региональных программ и контроля за достижением этих результатов. При переносе формального подхода на процессы разработки и реализации мероприятий в сфере инновационного развития вероятность достижения стратегической цели перевода экономики страны на инновационный путь развития может быть поставлена под сомнение.

Как было сказано выше, одной из мер Стратегии инновационного развития на региональном уровне должно стать предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на недвижимое имущество организаций. Нужно обратить внимание, что из 20% ставки на

лога на прибыль 18% поступает в региональные бюджеты, налог на имущество организаций полностью зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Следовательно, любое решение о предоставлении льгот по этим налогам приведет к снижению доходов региональных бюджетов. Таким образом, возникнет вероятность нестабильности в финансировании основных бюджетных расходов, а также в финансировании самих программ инновационного развития.

Базовым условием предоставления таких льгот должна стать предварительная оценка их эффективности. Эта оценка должна проводиться в процессе планирования доходов регионального бюджета. Следует обратить внимание и на то, что оценка эффективности налоговых льгот является обязательным условием высокой оценки качества бюджетного процесса и предусмотрена не только на региональном, но и на муниципальном уровне [3].

В рамках реализации программ инновационного развития в региональных бюджетах должна быть проведена ревизия существующих расходов, особенно на управленческие цели. При этом следует понимать, что не удастся выявить резервы финансовых ресурсов, сопоставимые с потребностями экономических субъектов, реализующих инновационные программы.

К 2012 г. в Свердловской области (в кооперации с рядом субъектов РФ) была начата реализация ряда проектов инновационного профиля, таких как «Уральский фармацевтический кластер» [4] и «Титановая долина» [5]. При планировании расходов областного бюджета в рамках целевых программ были заложены средства на поддержку каждого проекта. Поэтому в нашей области (и в каждом регионе) должна быть создана система мониторинга и контроля за реализацией программ и проектов инновационного профиля.

Инновационный путь развития - будущее нашей страны. Инновационное развитие должно быть обеспечено мерами бюджетной политики, в том числе, на региональном уровне. Это потребует совершенствования процедур формирования и исполнения региональных бюджетов.

Библиографический список

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. economy.gov_ru/minec/activity/ sections/innovations/doc20101231_016 (дата обращения: 11.04.2012).

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах. президент.рф/acts/4187 (дата обращения: 12.04.2012).

Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях в Свердловской области: постановление Правительства Свердловской области от 25 мая 2011 г. № 596-ПП.

Уральский фармацевтический кластер - реальность и будущее. pharmcluster_ru/4601 (дата обращения: 13.04.2012).

Особая экономическая зона «Титановая долина». midural_ru/news/100520/100521 (дата обращения: 13.04.2012).




Н. А. Истомина, М. М. Шадурская Уральский государственный экономический университет Екатеринбург, Россия


Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141