СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Инновационная политика государства в регионе

Существует только один субъект, который может запустить процесс инновационного развития, это государство, а алгоритм решения проблемы определен в инновационной политике, проводимой на федеральном и региональном уровне.

Воплощение в жизнь целей и задач инновационного развития реализуется посредством инновационных проектов и программ, в которых регионы должны стать полноправными участниками разработки и осуществления государственной инновационной политики.

Государство определяет инновационную деятельность как одну из важнейших областей национальной экономики и, следовательно, должно разработать систему соответствующего законодательного обеспечения. К мерам, принимаемым в рамках конституционных обязанностей государства, можно отнести разработку государственных программ развития и создание нормативно-правовой базы, регулирующей рынок объектов инновационной деятельности и стимулирующей ее развитие. Документами в этой сфере являются:

«Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» [1];

«Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» [2];

Проект закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» [3];

«О науке и государственной научно-технической политике» [4];

статьи Бюджетного, Гражданского, Налогового и Таможенного кодексов РФ.

В них отражено понятие инновационной деятельности, утверждены меры господдержки субъектам инновационной деятельности, среди которых предоставление государственных гарантий или субсидий, передача государственного имущества в аренду, содействие в установлении внешнеэкономических связей.

Инновационная политика базируется на приоритетных направлениях развития экономики, поэтому деятельность в рамках данных направлений сформулирована достаточно абстрактно. В связи с этим происходит распыление финансовых ресурсов и неэффективное их использование. Высокая стоимость научных исследований, непрогнози- руемость их результатов и высоких рисков их промышленного освоения существенно повышает риски неверного, тупикового выбора направления исследований. Для уменьшения риска нерационального инвестирования государственные приоритеты, основываясь на опыте экономически развитых стран, требуется выбирать в «точках пересечения» разных стратегий и направлений научно-технического и промышленного развития. Данные «точки» должны стимулировать появление новых научно-технологических прорывов и дать возможность перевода одной научно-технической стратегии на другую.

Требуется прогнозирование развития России в сфере инноваций. На сегодняшний день порядок принятия и содержание данных документов отражен в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социальноэкономического развития Российской Федерации», но в данном законе есть существенный недостаток - отсутствие инновационной политики государства в числе обязательных разделов прогнозирования развития Российской Федерации.

Есть потребность внести уточнения в базовый инструмент правовых понятий, применяемых в области инновационной и научнотехнической деятельности. Необходимо законодательно закрепить понятия: национальная инновационная система; инновация; инновационная деятельность; составить примерный перечень видов соответствующей деятельности.

Сложность инновационной ситуации в РФ определена высокой рискованностью и неопределенностью российского законодательства, а инновационная политика содержится лишь в декларировании общих намерений государства.

Следует отметить детерминантность роли региональных органов управления:

инновационная деятельность по своей природе тяготеет к децентрализованному исполнению;

успех определяется динамизмом, гибкостью, способностью экономических субъектов к быстрым переменам, адаптации к меняющимся условиям, что является отличительными качествами региональных звеньев управления.

Следовательно, требуется раскрыть организационную структуру и определить стратегию инновационного развития, основываясь на целях и задачах, при этом акцентируя составляющую регионального уровня.

Положительных результатов региональной политики можно достичь при государственном управлении научной, научно-технической и инновационной деятельностью. Управление в качестве основополагающих элементов предусматривает: управление организацией, союз юридических лиц, научно-технической и инновационной сферы, а также население области, субъектов Федерации и др. с учетом их взаимодействия в соответствии с рыночным механизмом.

Использование прямых и косвенных управляющих воздействий к субъектам территориального управления в сфере науки и техники даст возможность органам государственной власти региона повлиять на масштаб и устремленность научно-технического развития, на ценообразование научно-технической и инновационной продукции.

Выделяются несколько этапов: научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, применение, эксплуатация. С получением определенных результатов объемы государственной региональной поддержки должны быть дифференцированы по этапам инновационного процесса. Поддержка в рамках инновационной деятельности должна применяться только к конкурентным и патентоспособным проектам.

Основными задачами инновационной политики являются стабилизация и подъем экономики региона, результативное исполнения и целесообразное использование бюджета за счет сохранения и развития научно-технического потенциала и создания благоприятных условий для инновационной деятельности.

Для стимулирования создания, использования и распространения нововведений необходим механизм формирования региональных инновационных программ.

Подходы, сформированные на получении дотаций из федерального бюджета, использовании природных ресурсов и имеющегося промышленного потенциала, не могут обеспечить комплексного развития территорий и повысить качество жизни населения. Данные задачи можно решить путем использования инновационных механизмов территориального развития в контексте направления усилий органов власти региона на развитие его инновационного потенциала, инновационной активности бизнес-структур, работающих на его территории, а также других субъектов хозяйственной активности.

В конце 1970-х годов в Великобритании, Германии, США и ряде других государств возрастающее влияние в развитии наукоемких отраслей промышленности и инновационных процессов оказала совместная работа центральных и территориальных органов власти.

Необходимо обеспечить условия, как для государственного, так и для частного сектора, создав минимальные бюрократические преграды. В современной экономической среде такое сотрудничество называется частно-государственным партнерством. Партнерство заключается во взаимодействии бизнеса и властями по созданию объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, ИТЦ, дизайн-центры, венчурные фонды), в подготовке кадров в университетах, в участии в общественных объединениях, в юридическом консультировании.

Автором предлагается следующее определение частногосударственного партнерства: частно-государственное партнерство в инновационной сфере - это деятельность по разработке правовых и финансово-экономических составляющих, а также инструментов формирования и реализации эффективной государственной инновационной политики.

В основу процессов частно-государственного партнерства заложены механизмы владения и распоряжения интеллектуальной собственностью.

Разработка мотивационных механизмов для внедрения процессов частно-государственного партнерства в регионе является прерогативой региональных органов власти.

Библиографический список

Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике: Федеральный закон от 1 декабря 1999 г.

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (приняты Советом безопасности, Госсоветом РФ, Советом при Президенте РФ по науке и высоким технологиям 30 марта 2002 г.).

Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации: проект Федерального закона // Инновации. 1998. № 2-3. innov.etu_ru

О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (в ред. федеральных законов от 19 июля 1998 г. № 111-ФЗ, от 17 декабря 1998 г. № 189-ФЗ, от 3 января 2000 г. № 41-ФЗ).




Е. Р. Иванова Высшая школа экономики (Прага, Чехия)


Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141