СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Интеллектуальный капитал как основа эффективного функционирования компании

Современный экономический словарь дает следующее определение интеллектуального капитала - капитал, воплощенный в знаниях, умениях, опыте, квалификации людей. Отдача такого капитала имеет место в виде качества и производительности труда работников.

Сегодня, когда бизнес-среда с каждым днем становится все динамичнее и знания устаревают в среднем за 12 месяцев, накопление качественного интеллектуального капитала является основой успешного функционирования компании. Обучение и повышение квалификации персонала компании призваны не только передавать работникам необходимые знания, но и развивать у них профессиональные навыки. Обучение является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации. В ходе обучения также объясняется, какого поведения организация ожидает от своего работника, какое поведение будет поощряться, подкрепляться, приветствоваться. Очень важно, чтобы обучение предусматривало не только овладение теми профессиональными знаниями, которые необходимы для выполнения сегодняшней работы, но и знаниями для выполнения тех функций, которые могут потребоваться через несколько лет в соответствии со стратегией фирмы.

Речь должна идти о системе непрерывного обучения, что уже стало нормой для большинства фирм Японии, где работники обязаны учиться 8 часов в неделю: 4 часа в рабочее время, 4 часа в свободное от работы время. Все расходы фирма берет на себя. Подобный подход к обучению является одним из важнейших условий поддержания такой корпоративной культуры, которая позволяет сотруднику чувствовать стабильность, быть уверенным, что и в условиях перемен он будет востребован своей фирмой.

В России тоже разрабатываются и внедряются подобные концепции, и не только на уровне хозяйствующих субъектов, но и на государственном уровне. Отдельно стоит рассмотреть положения документа «О проекте концепции непрерывного образования» как основного нормативного акта в данной области. Помимо внедрения концепции в рамках программы школьного и высшего образования, в данном проекте предусмотрена необходимость системы корпоративного профессионального образования.

Что касается системы непрерывного обучения внутри российских компаний, то здесь следует выделить опыт ОАО «РЖД». Внутри предприятия уже давно используется методика «учителя-наставника» с предъявлением к нему высоких требований, в том числе и педагогической направленности. Претенденту на звание наставника необходимо пройти несколько этапов отбора по различным критериям.

Значимость обучения и развития подтвердили американские исследователи. Проанализировав более 10 тыс. рабочих мест, они пришли к выводу, что при 10%-ном повышении уровня образованности продуктивность труда возрастает на 8,6%, при аналогичном увеличении акционерного капитала -не более чем на 4%.

Как считал основоположник кибернетики Норберт Винер, чем сложнее система, тем менее она терпима к диктату. Работники с высоким профессиональным уровнем, стремлением к самореализации не должны лишь выполнять приказы и распоряжения «сверху». Сегодня на ведущих предприятиях мира широко используется привлечение максимального числа работников к принятию управленческих решений. В 2006 г. благодаря этой практике «Ауди» получила прибыль в 17,4 млн евро.

Работники участвуют как в принятии управленческих решений, так и в совершенствовании производственных процессов. Они несут персональную ответственность за предложенные мероприятия, а в случае успешного исхода получают процент от прибыли.

С одной стороны, благодаря такой системе работники значительно повышают свой социальный статус, с другой - получают справедливое вознаграждение за труд, что обеспечивает высокий уровень лояльности работников.




Е. А. Журавлева, А. В. Вахненко Российский университет дружбы народов (Москва, Россия)


Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601