Проблема совершенствования механизма коммерческой реализации результатов интеллектуальной деятельности относится к числу наиболее важных теоретических и практических аспектов экономического развития.
Потенциал экономического роста любой страны напрямую зависит от уровня развития науки и техники. Без каких-либо элементов изобретательства и новаторства невозможны были бы технический прогресс и развитие производительных сил. В последнее время с углублением инновационных процессов и повышением уровня информатизации общества значимость интеллектуальной составляющей существенно возрастает.
Ввиду этого особую актуальность приобретает вопрос наиболее эффективного использования научно-технических достижений, что непосредственно связано с развитием рынка интеллектуальной собственности, обеспечивающего действенный механизм реализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД).
РИД, являясь продуктом человеческой деятельности, наделены потребительской стоимостью, выражающейся в способности удовлетворять определенные производственные или общественные потребности. РИД - продукт взаимодействия различных факторов производства, которыми являются труд, капитал, информация. Непосредственно результатом интеллектуальная деятельность становится не в голове изобретателя или художника, а исключительно в силу своих потребительских свойств, возникающих на рынке удовлетворения потребностей.
Коммерциализация - это процесс трансформации результатов НИОКР, сохраняющих рыночную актуальность и востребованность, в продукты и услуги на рынке с целью получения дохода от их продажи, лицензирования либо самостоятельного использования. При этом процесс коммерциализации предполагает поиск, оценку (экспертизу) и отбор новаций для финансирования, привлечение средств, юридическое закрепление прав на будущую интеллектуальную собственность (новацию), внедрение новации в производство, а также дальнейшую модификацию и сопровождение интеллектуального продукта.
Поскольку коммерциализация неразрывно связана с инновационной деятельностью, очевидной становится необходимость обеспечения их тесной взаимосвязи. Сегодня такой возможностью обладают, прежде всего, высшие учебные заведения, на базе которых возможно создание инновационных фирм, венчурных наукоемких структур различных форм собственности, а также таких экономических образований, как бизнес-инновационные центры, инкубаторы, технопарки, инжиниринговые центры, учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), инновационные кластеры, консалтинговые фирмы и т.п.
Конечным результатом инновационной деятельности является создание какого-либо новшества, однако процесс коммерциализации должен быть не только непрерывным, как и сам инновационный поиск,
Рис. 1. Этапы процесса коммерциализации
Прежде всего в процессе коммерциализации происходит поиск и отбор проектов для внедрения в производство разработок. Поиск инновационных проектов осуществляется согласно критериям, предъявляемым к ним субъектом коммерциализации. В частности, если речь идет о высших учебных заведениях, отбор инновационных проектов может осуществляться согласно профилю деятельности вуза.
Экспертиза проектов представляет собой оценку коммерциали- зируемости проекта по некоторым критериям, на основании которых и осуществляется дальнейший отбор инноваций; их можно разбить на два блока (рис. 2).
На втором этапе процесса коммерциализации необходимо привлечь инвестиции для финансирования внедрения новации. Поскольку сами вузы зачастую не обладают достаточными средствами для финансирования разработок, здесь важным моментом является наличие налаженных контактов с потенциальными потребителями инновационных продуктов и услуг.
Третий этап процесса коммерциализации - распределение и закрепление прав на возникающую интеллектуальную собственность. Этот момент является особо важным, поскольку инновация, не защищенная должным юридическим образом, фактически не принадлежит
Необходимость юридического закрепления прав на интеллектуальную собственность обусловлена многосторонностью процесса коммерциализации: кроме собственно разработчика, в качестве субъектов коммерциализации могут выступать частные инвесторы, государственные, негосударственные и международные фонды и программы (например, РФФИ, РГНФ, TACIS, Фонд Сороса и т.д.), венчурные фонды, «бизнес-ангелы», кредитные организации или предприятия. Закрепление авторских прав и продолжение процесса коммерциализации интеллектуальной собственности являются единственно приемлемым механизмом внедрения инноваций в реальный промышленный сектор, учитывающим интересы правообладателей, разработчиков и заказчиков новации.
Наконец, последним этапом коммерциализации является внедрение новации в производство с дальнейшей ее доработкой и техникоправовым сопровождением. На данном этапе осуществляется конечная цель процесса коммерциализации: резутьтат интеллектуальной деятельности реализуется в конкретном рыночном продукте, принося прибыль по обратной цепи от производителя к правообладателю и разработчику - вузу и коллективу отдела разработок.
Несмотря на огромные возможности, которые таит в себе рынок интеллектуальной собственности в России, стоит отметить проблемный характер коммерциализации. По-прежнему остаются трудности с законодательством: некоторые федеральные законы допускают ошибки и устанавливают противоречивые правовые режимы; существует неразбериха в определении правового статуса отдельных видов интеллектуальной продукции. Острой является проблема отсутствия данных для широкого применения эффективных эконометрических методов, разработанных западной и отечественной наукой, что необходимо для одной из важнейших задач процесса коммерциализации - оценки инновации и оценки ее коммерциализируемости.
С позиций инноватора, все многообразие форм коммерциализации можно свести к двум типам, предусматривающим:
передачу прав на пользование интеллектуальной собственностью на основе определенных договорных отношений (лицензионных и безлицензионных);
организацию производства продукции и/или оказание услуг, в том числе с образованием нового юридического лица или без него.
Возможны самые разнообразные сочетания, но в общем виде все сводится к тому, что продается только интеллектуальный продукт, требующий материализации в дальнейшем, или же инновация, уже реализованная в каком-то продукте (товаре, услуге).
Если инноватор имеет возможность материализовать инновацию в товарах и услугах, что бывает далеко не всегда, то этим стоит воспользоваться. Организация производства продукции и/или оказания услуг является наиболее полной формой реализации потенциала, заложенного в инновации непосредственно с участием самого инноватора. Вопрос о том, до какого этапа решается дойти инноватор, определяется в каждом отдельном случае.
В большинстве случаев потенциальные партнеры, которым инноваторы представляют свой проект и которые должны принимать решение о своем участии в проекте, не располагают необходимыми знаниями. Зачастую их не интересует существо инновации. Их интересует возможный объем рынка предлагаемой инновации, доход или прибыль от ее коммерциализации. Поэтому необходимо уметь объяснить достоинства инновации в сравнении с уже существующими на рынке товарами или теми, которые могут появиться в ближайшее время. При рассмотрении инновации сравниваются параметры количественные, что довольно наглядно, или качественные. Качественные параметры часто имеют описательный вид, они, как правило, менее убедительны для потенциального партнера, но к ним приходится прибегать.
Участниками процесса коммерциализации инноваций, имеющими необходимые финансовые ресурсы, обычно выступают:
Крупные компании, в том числе транснациональные (ТНК), заинтересованные в инновациях для совершенствования своей деятельности или выхода на рынок с новым товаром. Они отдают предпочтение перспективно наиболее значимым инновациям, прежде всего из сферы «новой экономики».
Крупные и средние компании, ориентирующиеся на работу на рынке своей страны. Их прежде всего интересуют инновации, доведенные до опытного или серийного производства, которым практически на 100% гарантирован спрос. Для этих компаний большим плюсом является возможность импортозамещения иностранной продукции.
Венчурные компании и фонды более всего интересуются революционными инновациями, особенно в сфере «новой экономики». Их основное требование: рынок инновации должен быть динамично развивающимся, с перспективами выхода на объемы продаж, измеряемые сотнями миллионов долларов.
Частные инвесторы, которых интересует прежде всего окупаемость вложений в достаточно короткие сроки на достаточно устойчивом рынке. Некоторые внедряются в венчурные инновационные проекты на ранних этапах разработки, когда до получения результата предстоит пройти долгий путь.
Процесс коммерциализации является целенаправленным, но условия его протекания и конечный результат зависят от эффективности управления им. Отсутствие управления может привести к тому, что передача технологий, обмен знаниями будут происходить на некоммерческой основе или не будут осуществлены вообще. Это значительно замедлит процесс перехода национальной экономики от экспортносырьевой модели к инновационной модели экономического роста. Таким образом, формирование механизма управления коммерциализацией результатов инновационной деятельности представляет собой актуальную научную задачу, имеющую важное народнохозяйственное значение.
Е. О. Гиндуллина, А. Е. Плахин
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)
Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 3214