Социально-экономическое развитие во второй половине прошлого века и в начале нынешнего характеризуется растущей ролью человеческого капитала. В настоящее время все большую ценность приобретает интеллектуальный труд, генерирующий знания. Именно поэтому в современной экономике человеческие ресурсы играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста. Развитие интеллектуального фактора более эффективно, чем, например, капиталоемкая модернизация устаревших технологий. Независимо от того, какими материальными ресурсами обладает система, сами по себе они не приумножаются. И государство, и фирма развиваются энергией и интеллектом составляющих их людей [1].
На сегодняшний день трудовые ресурсы предприятия все чаще рассматриваются как человеческий капитал, однако понятия «трудовые ресурсы» и «человеческий капитал» не являются синонимами. Трудовые ресурсы могут преобразоваться в капитал, но для этого необходимо создать условия, обеспечивающие возможность реализовать человеческий потенциал в результатах деятельности организации.
Эффективность экономики государства и деятельности предприятия в огромной степени зависит от того, сколько средств и в какой момент времени они направляются на развитие человеческого капитала. Данный вид вложений приносит значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономико-социальный эффект, поэтому является наиболее выгодным с точек зрения человека, предприятия и общества в целом.
В настоящее время проблеме формирования, развития и использования человеческого капитала уделяется значительное внимание. Такие ученые, как Е.А. Гришнова, А.М. Колот, В.Н. Петюх, В.М. Данюк, В.И. Куценко, Г.И. Евтушенко, Т.И. Шпарага, Я.М. Дуткевич, В.П. Антонюк, И.Н. Лащенко, Ю.Б. Скаженик, А.В. Лохмач и многие другие, исследуют сущность человеческого капитала и специфику его формирования [8].
Возникновение и развитие теории человеческого капитала связано с научными трудами Вильяма Пэтти, Адама Смита, Альфреда Маршалла. Окончательное формирование теории человеческого капитала относится к 50-60-м годам XX века. Теоретические основы сформулированы американским экономистом Теодором Шульцем, а базовая теоретическая модель разработана Г. Беккером, который первым осуществил статистически объективный подсчет экономической эффективности процесса образования, определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к расходам. По оценкам Г. Беккера, эффективность составляет 12-14% годовой прибыли [3-8].
Одним из спорных остается вопрос формирования человеческого капитала, определение которого является важным аспектом в рассмотрении всей системы восстановления человеческого капитала. Формирование человеческого капитала нужно исследовать как процесс поиска, возобновления и усовершенствования высококачественных продуктивных характеристик человека, с которыми он выступает в общественном производстве.
Факторы, от которых зависит формирование человеческого капитала, можно объединить в следующие группы: социальнодемографическая, институциональная, интеграционная, социальноментальная, экологическая, экономическая, производственная, демографическая, социально-экономическая (см. рисунок) [8].
Из этого можно сделать вывод, что категория «человеческий капитал» является сложным структурно-системным объектом социальноэкономического исследования. Человеческий капитал необходимо также рассматривать на национальном, региональном, отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия и отдельного человека.
Дж. Кендрик выделяет вещественную и невещественную формы человеческого капитала. К вещественному капиталу, воплощенному в людях, относятся расходы, необходимые для физического формирования человека (без учета расходов на их образование). К невещественному человеческому капиталу относятся накопленные расходы на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных расходов на охрану здоровья и расходы на перемещение рабочей силы. В такой трактовке каждый работник, который имеет определенный, растущий уровень образования и практического опыта, становится владельцем «индивидуального капитала», вклады в который увеличивают его будущие доходы [2].
Человеческий капитал также можно классифицировать по формам:
живой капитал содержит в себе знания, здоровье, воплощенные в человеке;
неживой капитал создается в случаях воплощения знаний в физическую и материальную формы;
институциональный капитал представляет собой институты, которые способствуют эффективному использованию всех видов человеческого капитала [8].
Социально
демографические:
численность занятого и безработного населения, его административнотерриториальное деление
деление населения по отраслям и секторам экономики
продолжительность трудоактивного периода жизни - Интеграционные:
особенности государственной политики поддержки интеграционных процессов
уровень сотрудничества страны с другими странами мира
уровень распространения транснациональных компаний с главным офисом в данной стране
поддержка населением страны глобализацион-
Институциональные:
законы и законодательные акты, регулирующие права человека, его развитие и социальнотрудовую сферу
государственная политики в сфере человеческого и социального развития
обеспечения равных прав и возможностей устранения дискриминации
ных процессов
Социально-ментальные:
• преобладающие социаль- Экологические:
ные ценности и нормы • общее экологическое
поведения состояние Экономические:
• социальная ценность • качество питьевой воды и • номинальные и реальные
знаний продуктов питания доходы населения
• направленность на • природно-климатические • деление доходов по
самореализацию, призна- условия группам
ние • санитарно-гигиенические • показатели бедности
условия труда • доступность товаров и
• рекреационные ресурсы услуг
Производственные: • уровень инфляции
• рынок труди: спрос на • покупательная способ
рабочую силу ность национальной
• условия использования Социально- валюты
рабочей силы экономические: • чистый национальный
• повышение квалификации • общий уровень образо доход в расчете на душу
• социальное развитие вания и профессиональ населения
персонала — ная подготовка населе • кредитно-финансовый
ния механизм
• состояние здоровья и • итоговая система
Демографические: культуры • размещение продуктив
• численность населения: • система стимулирова ных сил по территории
• половозрастная струк ния труда • уровень специализации
тура населении • уровень развития соци и кооперации производ
• темпы природного альной инфраструкту ства
прироста населения ры предприятия • уровень развития
• средняя продолжитель • уровень технико- внешнеэкономических
ность жизни экономического разви- связей страны
• миграция населения тия предприятия
Классификация факторов, формирующих человеческий капитал
Существует классификация по видам расходов и инвестиций в человеческий капитал: 1) капитал образования; 2) капитал здоровья;
капитал культуры [8].
Основным инструментом формирования человеческого капитала, как на индивидуальном уровне, так и на уровне предприятия и государства, является инвестирование в человека. Инвестициями в человеческий капитал являются все виды вложений в человека, которые могут быть оценены в денежной или другой форме и носят целесообразный характер, т. е. способствуют росту производительности труда и повышению доходов на всех трех уровнях. Текущие расходы осуществляются с тем расчетом, что они будут неоднократно компенсированы более высоким уровнем доходов в будущем.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в охрану здоровья и образование, а также в постоянное профессиональное обучение. Особенностью таких вложений является то, что они способствуют лучшему восприятию знаний, умений и навыков и, соответственно, способствуют повышению производительности труда человека. Общее и профессиональное образование улучшает качество и уровень знаний человека, а следовательно, и качество человеческого капитала в целом.
В сравнении с инвестициями в другие формы капитала, инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными с точки зрения и отдельного человека, и общества в целом, поскольку приносят достаточно значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект [8].
Инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными, по сравнению с другими формами капитала, поскольку дают достаточно значительный по объему и длительный по времени экономический и социальный эффект.
Библиографический список
ДракерП. Эффективное управление. М.: ГРАНД, 2001.
Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование: пер. с англ. М.: Прогресс, 1978.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1956.
Петти В. Политическая арифметика // Экон. и полит. работы. М., 1940.
Маршалл А. Принципы политической экономии: пер. с англ. М.: Прогресс, 1984.
Shulltz T.W. Investment in Human Capital. N.Y.: The Free Press,
Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. N.Y.: The National Bureau of Economic Research, 1964.
hr-portal_ru>article.. .znaesh-chto-takoe.. .capital
А Л. Анисимов
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)
Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 2416