СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Реализация программ по переселению граждан из аварийного жилья как необходимая составляющая реформирования ЖКХ в Свердловской области

Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшей сферой социальной структуры общества. Его состояние и функционирование создает удобство и комфортность проживания, что в целом влияет на качество жизни людей.

Именно поэтому еще в 2005 г. Президентом России Владимиром Путиным была сформулирована программа приоритетных национальных проектов, среди которых в качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека, а значит - в будущее России» он выделил жилье, наряду со здравоохранением, образованием и сельским хозяйством.

Так, среди основных мероприятий национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на 2009-2012 гг. было определено повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг . Был создан Фонд содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства, средства которого направляются в субъекты Российской Федерации, в том числе на цели приобретения жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда .

Проблемы с состоянием жилищного фонда, наличием аварийных жилых домов и необходимостью переселения людей стоят во многих регионах России.

Так, по данным Госкомстата в 2010 г. удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда составил 3,1%, в том числе 2,5% - ветхий, 0,6% - аварийный жилищный фонд. Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составило 2 830 тыс., или 5% от числа всех семей.

В Свердловской области 1 846,3 м2 аварийного и ветхого жилья, удельный вес которого на 1 января 2010 г. составил 1,9%, в том числе 1,6% - ветхое жилье . Аварийными признаны 804 многоквартирных дома общей площадью 241,30 тыс. м .

Для решения проблемы аварийного жилья и переселения граждан из него на территории Свердловской области в целях реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», начиная с 2008 г., реализуются региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства2.

Так, начиная с 2008 по 2011 г., было утверждено 5 региональных адресных программ, утвержденных постановлениями Правительства Свердловской области № 776-ПП, № 51-ПП, № 929-ПП, № 625-ПП, № 1642-ПП. Из них 3 программы реализованы на 100% и завершены. Программы № 625-ПП и № 1642-ПП, рассчитанные на 2011-2012 гг., находятся в стадии реализации. Всего участниками являются 19 муниципальных образований. По данным Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области по итогам 3-х реализованных программ переселено более 4,9 тыс. чел. из 276 аварийных домов. Общий объем финансирования составил более 3,6 млрд р., из них средства Фонда - 76%, средства областного и местного бюджетов около 20%. До конца 2012 г. планируется переселить еще 2 860 чел. из 170 аварийных жилых домов .

Особенностью данных программ является то, что механизм финансирования разработан с учетом развития малоэтажного строительства. Именно стоимость строительства малоэтажных жилых домов для индивидуального застройщика, по оценке Института экономики ЖКХ, как минимум, на 50% ниже цены квартиры в многоквартирных домах . А целевой характер использования средств предполагает, что они используются исключительно на строительство жилых домов или на приобретение у застройщиков жилых помещений в домах. В свою очередь это требует усиленного контроля за расходованием средств, чем занимается Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области на основе сбора и анализа отчетности о ходе реализации программ.

Аварийный жилищный фонд имеется практически во всех муниципальных образованиях, однако участвуют в программах по переселению граждан только 20% от общего числа муниципальных образований. Причинами сложившейся ситуации являются, в первую очередь, недостаточность средств, предусмотренных на эти цели, в местных бюджетах, сложности в оформлении заявок в Фонд , неготовность местных застройщиков участвовать в данных программах и нехватка свободных земельных участков под строительство жилых домов.

Также следует отметить, что аварийных домов, как правило, намного больше, чем их официальное число. Так как если органы местного самоуправления признают дом аварийным, т. е. непригодным для проживания, сразу же возникает обязанность дом расселить. А средств в местных бюджетах на расселение ветхих домов, как правило, нет. Еще одной проблемой в организации переселения людей является нехватка вторичного жилья. Здесь одним из вариантов может стать, например, муниципальный жилищный фонд, построенный именно для переселения граждан. Но на строительство опять же необходимы средства. Поэтому и является необходимой государственная поддержка, в данном случае, в лице Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Однако в этом году Фонд прекращает свое существование и пока не ясно как будет в дальнейшем финансироваться переселение граждан из аварийного жилья. Возможны такие варианты как продолжение финансирования за счет федерального бюджета при софинансировании из бюджетов других уровней и частичном привлечении средств населения и предпринимателей. Другой вариант потребует пересмотра федеральной и межбюджетной систем и увеличения налоговой базы регионов и муниципалитетов, а также изменения политики концентрации средств в федеральном бюджете. Тогда на местах появятся деньги для переселения граждан из аварийного жилья, проведения капитального ремонта и решения других задач .




А. Н. Царегородцева, Ю. Н. Огурцова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ