Состояние и развитие города во многом зависят от того, насколько эффективно организовано в нем управление. Эффективное управление предполагает, что результаты деятельности должны соответствовать социальным ожиданиям людей: работа органов местного самоуправления должна быть направлена на обеспечение устойчивости и развития жителей территории, на удовлетворение потребностей населения. Современная концепция управления городом должна базироваться на интересах и потребностях горожан и быть направлена на активизацию их гражданской позиции. Поэтому в муниципальном управлении особое значение имеет не только получение объективной информации о состоянии городского социума и тенденциях его развития, но и формирование понимания отношения самих граждан к жизнедеятельности города, местным органам управления, в том числе к представительному органу .
В связи с этим важно осуществлять комплексную социальную диагностику отношения населения к работе представительного органа. Проведенный анализ деятельности представительного органа на примере По- левского городского округа показал, что работа муниципальных органов не должна оцениваться по тем же критериям, что и социально-экономическое положение на данной территории. Не следует также сводить оценку эффективности публичной власти только к экономической эффективности, как это практикуется сегодня. Показатели должны отражать реальную работу власти, а их число не должно быть избыточным.
Экспертный опрос глав представительных органов местного самоуправления, заместителей Главы Администрации Полевского городского округа и начальников органов местного самоуправления показал, что рассмотрение проблемы эффективности возможно только с точки зрения комплексного подхода. В том числе необходимо рассматривать эффективность их деятельности через основной результат их труда - решения. В качестве критериев эффективности экспертами были предложены следующие:
развитие муниципального образования в целом;
эффективность деятельности отдельных депутатов - количество встреч с избирателями, удовлетворение их потребностей и, в конечном счете, переизбрание депутата на следующий срок;
соответствие решений представительного органа нормам права;
информированность населения о работе представительного органа, а также удовлетворенность жителей его деятельностью (носит субъективный характер).
Большое влияние на эффективность принятия решений, следовательно и на эффективность деятельности представительного органа оказывают субъективные факторы. Прежде всего, это особенности взаимоотношений депутатов с Главой исполнительного органа местного самоуправления. Зачастую между исполнительным и представительным органами возникают затяжные конфликты, связанные как с политическими, так и личными мотивами. Также большую роль оказывает отсутствие персональной и коллективной ответственности депутатов за принятые решения.
Эффективность представительно органа - это соотношение публично заявленных целей, задач и приносимой социальной пользы от деятельности, как в целом, так и от отдельных мероприятий или направлений деятельности.
Можно выделить следующие показатели эффективности работы представительного органа:
полезность принимаемых решений для населения;
доля выполненных наказов избирателей;
доля выполненных обращений граждан;
доля населения, принимающего участие в депутатских и публичных (общественных) слушаниях;
уровень доверия населения представительному органу;
уровень удовлетворенности граждан деятельностью представительного органа;
уровень освещенности деятельности представительного органа в СМИ;
количество обращений граждан в представительный орган;
количество повторных обращений граждан;
оперативность решения вопросов по обращениям граждан.
Предлагаемые показатели дают возможность оценивать эффективность и качество работы представительных органов территории, учитывая как объективные (количественные показатели), так и субъективные (мнение граждан) факторы. Данные показатели могут быть использованы как для внутренней оценки самого представительного органа, так и для сравнительной оценки ситуации в нескольких муниципальных образованиях.
В целях повышения эффективности деятельности депутатов и представительных органов местного самоуправления должно стать формирование совершенно новой психологии и мышления избирателей относительно роли и места депутата в местном самоуправлении. Так, у населения необходимо формировать понимание того, что депутат местного самоуправления не должен иметь приоритетной задачу оказания конкретной помощи конкретному избирателю, а цель его работы состоит в адекватном выражении воли и потребности населения.
Население должно быть активно заинтересовано в местном самоуправлении: принимать участие в общественных и публичных слушаниях, интересоваться деятельность представительного органа, совместно работать с Думой и выражать свою волю и потребности.
Эффективность деятельности представительных органов определяется не только количеством принятых решений, но и, прежде всего, их качеством и возможностью проводить принятые решения в жизнь. Необходимо учитывать тот факт, что исполнителями этих решений являются не непосредственно подчиненные лица, а народ в целом. Поэтому достижение результатов определяется созданием стимулов соответствующего поведения, заинтересованности в обществе.
Эффективная и по-настоящему результативная деятельность депутатов представительных органов, успешное решение ими экономических, политических и социальных задач зависят во многом от личного состава депутатского корпуса. Именно поэтому необходимо внедрять системы профессиональной подготовки депутатов представительного органа. Обеспечение профессионализма деятельности депутатов представительного органа достигается повышением правовой и профессиональной подготовки депутатов с помощью специального обучения, использование навыков и опыта нормотворчества. Чем быстрее депутаты достигнут требуемого уровня квалификации, тем эффективнее и плодотворнее окажется их деятельность, и в итоге выиграет общество в целом.
А. А. Хохлова, Н. И. Маркова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3262