С развитием регионального взаимодействия на страховом рынке усилилось значение страхования жизни и здоровья как системы защиты интересов населения региона, органов местной власти и предприятий.
Данный вид страховой деятельности (см. рисунок) формирует важные источники долгосрочных инвестиций, способствует успешному росту региональной экономики, обеспечивает финансовую защиту населения в случае наступления непредвиденных ситуаций (несчастного случая либо гибели застрахованного лица). А учитывая специфику экономики Урала и современные демографические тенденции, можно сказать: исследуемый сегмент страхования является неотъемлемым условием стабильности социально-экономического развития региона. Таким образом, к ключевым характеристикам страхования жизни и здоровья населения Свердловской области относятся:
Доля исследуемого вида страховой деятельности на протяжение последних 9 лет сокращается, что вызвано: популяризацией имущественного (ипотечное кредитование) и обязательного видов страхования (ОСАГО и медицинского), снижением платежеспособности граждан, ввиду экономических стагнаций (т. е. доминирующую роль играет экономический фактор) (см. таблицу).
Вклад изучаемого вида страховых услуг в ВРП региона несущественен (менее 1%) и имеет тенденцию к убыванию, ввиду недоверия населения к институту страхования после кризиса 1990-х годов и невысоким уровнем дохода, не позволяющему приобретать программы долгосрочного страхования как инвестиционного инструмента. С другой стороны, в 2007 г. произошел ряд крупных сделок с отечественными страховыми компаниями, за счет чего доля сектора страхования жизни и здоровья в ВРП увеличилась.
Страхование жизни
Имущественное
| | Обязательное страхование
(медицинское и автогражданское)
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Структура страхового рынка Свердловской области 2002-2010 гг., %
Доля страхования жизни и здоровья в ВРП Свердловской области за 2002-2010 гг., %2
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Доля в ВРП 0,01 0,04 0,04 0,03 0,02 0,03 0,02 0,02 0,01
Коэффициент выплат (отношение страховых выплат к премиям) в области составляет 94,6%, объясняясь заключением значительного числа договоров на промышленных предприятиях, где риск наступления страхового случая максимален. Причем наибольшие значения достигаются в северных районах УрФО, ввиду отраслевой специализации регионов (нефте-газодобывающий комплекс подразумевает обязательность личного страхования) и оптимальной платежеспособности (уровень доходов населения на данных территориях выше, чем в остальных районах округа).
На сегодняшний момент дальнейшее функционирование регионального страхового рынка, определяется Стратегией развития страхования в РФ на 2008-2012 гг. и Концепцией развития страхования в Свердловской области в 2008-2010 гг., повторяющей основные положения Федеральной Стратегии. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач :
формирование в рамках полномочий региона благоприятных условий для развития и расширения различных видов страхования граждан;
осуществление мероприятий по повышению квалификации работников страховых организаций;
разработка системы мер по созданию полноценной и доступной для потребителей базы страховой статистики, повышение страховой культуры населения.
Ключевые направления регионального развития изучаемого сегмента страхования предусматривают совершенствование нормативно-правовой базы, усиление контроля со стороны регулирующих органов, а также актуализацию существующей Концепции развития страховой деятельности в Свердловской области, поскольку на локальном уровне специальный стратегический документ отсутствует.
Немаловажно и то, что среди жителей области личное страхование не воспринимается как долгосрочная инвестиция, способная не только покрыть риск при наступлении несчастного случая, но и принести доход в будущем, который не уступает в процентной ставке банковским депозитам.
В итоге, политика поддержки может реализоваться только в рамках новой страховой стратегии, отвечающей долговременным интересам развития Свердловской области, как с позиций участников регионального рынка, так и в интересах заинтересованных инвесторов. Содействовать решению этой задачи возможно при условии перехода к такому регулированию региональной экономики, в основе которого будет лежать динамично растущий платежеспособный спрос.
М. А. Фадеева, Н. В. Новикова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2545