СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Европейский опыт как основа обогащения инструментария российской региональной политики

В условиях непрерывной трансформации принципов развития экономических отношений российская региональная политика нуждается в постоянной доработке и адаптации, в превращении ее в эффективный механизм достижения наилучших результатов. В этой связи особое значение приобретает использование положительного опыта европейских государств, сумевших сформировать комплексную систему управления разрозненными территориями.

Европейский опыт указывает на то, что равные условия для субъектов, функционирующих в рамках единого рынка, являются фундаментальными для успеха экономики. Кроме того, успешность региональных стратегий роста в значительной степени зависит от их взаимодействия с отдельными национальными стратегиями. Следовательно, важнейшим принципом российской региональной политики должно являться возникновение синергетического эффекта, проявляющегося вследствие сочетания локальных (региональных) условий и стратегических основ федерального уровня.

Для обеспечения соответствия и преемственности мероприятий, а также в целях повышения качества стратегических решений важно обеспечение поддержки локальных (региональных) программных мероприятий со стороны федеральных структур, направленной на консультирование субъектов стратегического проектирования и экспертное содействие. Европейским аналогом такого типа помощи, оказываемой странам-членам ЕС, является программа JASPERS, в рамках которой взносы Европейской Комиссии объединяются в форме фондов для привлечения экспертов в интересах разработки эффективных программ национального совершенствования.

Естественно, что в основе развития каждой территории должна лежать четкая и продуманная стратегия, не противоречащая ориентирам стратегии более высокого уровня и мероприятиям, реализуемым на нижних уровнях. Кроме того, аналогичные стратегические документы должны быть разработаны на уровне макросубъектов и обеспечены перечнем соответствующих макроэкономических программ. Подобные стратегические документы могут служить буфером между регионом и Федерацией, позволяющим транслировать национальные ориентиры, адаптируя их к местным условиям. Кроме того, данная мера способна укрепить вертикаль власти, обеспечив условия для контроля реализации федеральной стратегии на местах, а партнерские отношения регионов, входящих в одну макросистему, возникающие в процессе формирования и реализации макростратегии, способны содействовать их взаимному развитию, информационному обогащению и техническому совершенствованию принимаемой на региональном уровне документации.

Одним из обязательных компонентов стратегии регионального развития должна стать маркетинговая стратегия региона (и макрорегиона). Маркетинг территорий должен учитывать требования потребителей (в том числе потенциальных) к качеству предоставляемых услуг (понимание слабостей, необходимости преобразования среды в целом и отдельных ее элементов), чтобы сделать территорию благоприятной для жизни и привлекательной для производства.

Еще одной важной характеристикой, обеспечивающей успешность регионального развития, является выработка единых для всех, четких принципов осуществления региональной политики, другими словами, доступ к условиям для поддержки и развития отдельных территорий, создаваемым на уровне Федерации, должен быть гарантирован всем без исключения регионам, в то же время, реализация на каждой отдельной территории стандартизированного перечня поддерживающих (стимулирующих) мероприятий не приведет к экономическому росту отдельных региональных структур и страны в целом. В частности, в зоне пристального внимания властных структур (в первую очередь федерального уровня) должны находиться проблемные территории. Например, основной чертой европейской региональной политики является солидарность: она разработана для того, чтобы обеспечить помощь всего сообщества наименее развитым регионам в преодолении отставания. В то же время, помощь не должна носить несистематический и односторонний характер: проблемные территории должны получать импульс для дальнейшего самостоятельного развития. Необходимо определять потенциальные точки роста в рамках каждой территории, а уже на их развитие направить средства поддержки (финансовые, административные, трудовые). В частности, им могут быть выделены дополнительные средства (целевого назначения) из бюджета, присвоен особый статус, существенно упрощающий условия их функционирования или дающий определенные преференции (например, статус особой экономической зоны).

Европа убедилась, что источниками роста являются не только крупные города, роль средних городов заключается в соединении больших и малых городов и отдаленных сельских территорий; средние города также играют важную роль в содействии интеграции, связям и экономии от масштаба, кроме того, они позволяют сдерживать депопуляцию сельских территорий.

Однако в условиях ускорения темпов научно-технических изменений конкурентными возможностями на рынке способны обладать только территории, успешно осуществляющие в своих границах развитие инновационных отраслей и наукоемких производств. В первую очередь стоит говорить о формировании нормативно-правовой базы и совершенствовании областного законодательства, касающегося инновационной деятельности. Зачастую недостатки региональных нормативно-правовых актов объясняются проблемами с федеральным законотворчеством, поэтому необходимым условием инновационного развития регионов является формирование комплекса федеральных актов, регулирующих все стадии инновационного процесса и определяющих нормы деятельности всех инновационных субъектов.

Одним из условий инновационного развития территорий также является достаточная финансовая обеспеченность инновационных субъектов. Мировой опыт свидетельствует о необходимости развития таких элементов финансовой инновационной инфраструктуры как венчурные фонды, субъекты, инвестирующие в инновационные процессы частным образом. Необходимость сочетания частного и государственного инвестирования в инновации объясняется тем, что венчурные фонды предпочитают работать с крупными и средними компаниями, поскольку их инновационные проекты благодаря масштабам производства и срокам окупаемости менее рисковые и способны принести больший эффект, в то время как малый бизнес остается без финансовой поддержки. Вариантом решения проблемы нехватки инвестиций для таких предприятий может служить привлечение неформальных инвесторов, напрямую инвестирующих свои личные финансовые ресурсы в малые фирмы.

Вообще, инфраструктурная обеспеченность региона, стимулирующая эффективное функционирование хозяйства является немаловажным условием развития межсистемных взаимодействий в регионе (а также межрегиональных взаимоотношений). С учетом того, что ее элементы формируются главным образом под воздействием государственного волеизъявления, именно властные структуры призваны инициировать качественные преобразования всех ее элементов. В частности, европейский опыт формирования целевых фондов (Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд, Европейский сельскохозяйственный фонд, Европейский фонд рыболовства) подтверждает эффективность целевого распределения средств. В российских условиях в поддержке нуждается целый комплекс отраслей, главным образом, инфраструктурных. Представляется возможным создание фонда, призванного содействовать развитию региональной инфраструктуры, и, главным образом, в тех регионах, где эта инфраструктура в значительной степени изношена.

Одностороннее финансирование не способно в полной мере решить все имеющееся проблемы: успешным и взаимовыгодным процессом может стать частно-государственное партнерство, подтвердившее свою эффективность при развитии инфраструктуры (концессия как форма государственно-частного партнерства при строительстве таких инфраструктурных объектов, как дороги, мосты успешно реализуется в Великобритании, Северной Ирландии).

Кроме того, необходимо учитывать, что выбор форм и методов поддержки территорий должен быть продиктован не политическими, а социально-экономическими причинами: осуществляемая региональная политика должна быть дифференцирована в соответствии с проблематизаци- ей каждого региона (группы регионов). В частности, опыт Европейского Союза позволяет сделать вывод о необходимости типологизации регионов по ряду социально-экономических параметров. Следовательно, важным шагом можно считать разработку системы показателей и критериев, которая должна лечь в основу подобной «проблемной» типологизации.




А. В. Суворова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141