СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Подходы к повышению конкурентоспособности региона (на примере Санкт-Петербурга)

В современных экономических условиях в развитых странах усиливается конкуренция между отдельными регионами за привлечение трудовых, финансовых, инновационных и инвестиционных ресурсов. Следует отметить, что данный процесс в конечном итоге способствует созданию благоприятных условий для развития бизнеса и повышения качества жизни

населения регионов, направляющих усилия на создание выраженных конкурентных преимуществ. При этом региональным органам власти приходится выстраивать свою политику так, чтобы наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы и минимизировать возможные риски.

Исследователь Т. В. Сачук отмечает, что конкурентоспособность территории может быть выражена через наличие определенных конкурентных преимуществ, значимых для потребителя . В тоже время, по мнению Ю. В. Савельева, важно не только наличие конкурентных преимуществ, но и уровень их использования, т. е. качество менеджмента на террито- рии . Из вышесказанного можно сделать вывод, что конкурентоспособность региона - это способность региональных властей обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие региона, базирующееся на высоком качестве жизни населения, посредством умелого использования территориальных конкурентных преимуществ, а также через привлечение инвестиционных ресурсов.

Отметим, что развитие территориальной конкуренции полезно по нескольким причинам. Во-первых, конкуренция заставляет провести самоанализ состояния региона и его взаимосвязей и взаимоотношений с существующими или возможными партнерами и конкурентами. Это важный элемент регионального маркетинга. Во-вторых, учитывая данные самоанализа, регион лучше определит свой профиль, т. е. выявит за какие целевые группы «потребителей» он в состоянии конкурировать, где у него есть будущее. В-третьих, оценка конкурентоспособности региона может быть важным элементом мониторинга реализации стратегии и поэтапного позиционирования территории во внешней среде .

К факторам конкурентоспособности региона можно отнести: наличие определенных видов природных ресурсов, экономический потенциал, размер арендной платы за недвижимость в регионе, развитость инфраструктуры, размер региональных налогов, уровень административных барьеров, средняя стоимость рабочей силы, имидж территории, привлекательность городской среды, развитие институциональной среды.

Однако, существует особое конкурентное преимущество, которым могут обладать только городские территории - это развитие творческих и туристических кластеров. Так, по мнению большинства экспертов по региональному развитию, около 20 лет назад многие города мира стали бороться за то, чтобы стать креативными центрами. Этот процесс был вызван в первую очередь развитием индустриальных технологий, резким ростом производительности труда, которые привели к высвобождению рабочей силы, следовательно, необходимо было создать для людей новые сферы деятельности. Данный процесс развивается весьма интенсивно - в Лондоне, например, интенсивно идет коммерциализация уличной моды, в Берлине - культуры воспоминаний.

К сожалению, в сегодняшней России процесс модернизации захватывает лишь традиционные области индустриальной экономики, связанные с добычей и переработкой природных ресурсов и машиностроением. По мнению автора, такой российский регион, как Санкт-Петербург, имеет существенные предпосылки для развития в формате креативного центра, конкурентное преимущество которого - культурное наследие и высокопрофессиональные трудовые ресурсы. Так, в Санкт-Петербурге расположено 8 464 объекта культурного наследия, 50% из которых являются объектами культурного наследия федерального значения, около 4 000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры Санкт-Петербурга входят в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В городе работает широкая сеть государственных и негосударственных организаций культуры и искусства, включая более 200 музеев, 193 общедоступных библиотек с фиалами, более 80 театров и концертных организаций. Безусловно, важно не растерять культурное наследие, которое у нас уже есть, но современный город подразумевает активный процесс поиск новых культурных ценностей, дискуссий об искусстве и наличие площадок для самовыражения.

В одной из публикаций первый зампред Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Сергей Фивейский отмечает: «У города, который служит для кого-то магнитом, должно быть уникальное ядро, которое можно назвать конкурентными отличиями, а можно - идентичностью. Идентичность становится основой позиционирования - сообщения об уникальности, которое транслируется во внешний мир. Проблема сегодняшнего Петербурга состоит в том, что мы уже давно не знаем, кто мы есть. Город с Эрмитажем, культурная столица, промышленная столица, туристическая столица - слабая основа для позиционирования» .

В мире все большую популярность набирает такая форма взаимодействия политики, бизнеса и искусства как творческие индустрии, по сути, являющиеся малыми и средними предприятиями, производящими творческие продукты и услуги. К творческим индустриям относят деятельность в области визуальных и исполнительских искусств, ремесел и дизайна, кино и телевидения, Интернет, компьютерных технологий и медиа, а также галерейный бизнес, моду, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, культурный туризм, индустрию досуга.

Творческие индустрии способны менять облик города, превращая ранее мало презентабельные районы в популярные, так в Великобритании бывшие промышленные кварталы Ливерпуля, Манчестера и Шеффилда сегодня стали отдельными арт-участками, населенными художниками, музыкантами, дизайнерами. Города с подобным устройством становятся новыми культурными столицами Европы - культурными столицами нового времени.

Российские государственные власти постоянно предпринимают попытки реанимировать автомобилестроение, а по развитию в России творческих индустрий отсутствует даже доступная статистическая информация, также существенным препятствием для развития является системное несоблюдение законодательства об авторском праве, несмотря на то, что в России оно является одним из самых жестких в мире. Кроме того, развитию рынка российского кино, музыки и развлекательного программного обеспечения чрезвычайно мешает широкое распространение пиратской продукции. В тоже время, является очевидным, что развитие творческих индустрий в России будет тормозиться до тех пор, пока не налажено развитие малого и среднего бизнеса в целом. Возможность начать и вести свой бизнес-проект - ключевое и необходимое условие роста творческой экономики. Важным является создание бизнес-инкубаторов для творческих предпринимателей, которых пока в России не существует вовсе. Необходима модернизация системы образования в сфере творческих индустрий, а именно управленческих кадров, специалистов в области дизайна, моды, рекламы, кино. Задача органов государственной власти - создать благоприятные условия для развития творческих индустрий, осуществлять политическое и законодательное регулирование их деятельности.

По мнению автора, для поддержания конкурентоспособности Санкт- Петербурга и для приобретения городом имиджа постиндустриальной и креативной столицы необходимо развивать новые творческие индустрии. А это подразумевает под собой поддержание множества предпринимательских инициатив, в том числе партнерские проекты между учреждениями «традиционной культуры» и творческими индустриями, которые могут дать не только привлекательные, но и порой спасительные результаты для традиционной культуры.




А. С. Сотникова Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (Санкт-Петербург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601