СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Анализ процессов реализации региональных целевых программ в сфере экономики Свердловской области

При переходе экономики от командных механизмов функционирования к рыночным образовалось множество проблем. Оказалось, что большинство крупных отраслей вошло в период спада, а без вмешательства со стороны государства такие огромные отрасли невозможно вывести из депрессии. Для этого необходимы и значительные ресурсы, и сильное внешнее воздействие. Программно-целевой подход в данном случае обеспечивает и то, и другое. Таким образом, рыночные формы и методы хозяйствования обусловили повышение роли программно-целевых методов как инструмента планирования, способного восполнить пробел в управлении экономикой, образовавшийся вследствие отказа от действовавшей ранее системы директивных государственных планов .

Региональные целевые программы как инструмент программно-целевого планирования весьма широко используются в региональном управлении для решения проблем, препятствующих стабильному прогрессивному социальному и экономическому развитию территории субъекта РФ, с целью обеспечения неотложных государственных (на уровне Свердловской области) и федеральных нужд, преодоления территориальной асимметрии, сложностей регионального экономического развития.

Принимая во внимание необходимость комплексной оценки развития экономики региона, автором предложен расчет коэффициента, позволяющего оценить устойчивость развития региона по каждому показателю и в сфере экономики в целом во временном разрезе с учетом уровня развития регионов-конкурентов, в качестве которых в данной работе выступают Челябинская область и Пермский край. Расчет основывается на оценке значимых основных показателей-индикаторов в динамике за 2006-2011 гг., так как только при изучении процесса в динамике можно рассуждать об устойчивом или неустойчивом развитии .

Коэффициент развития, рассчитанный для данного индикатора, указывает на формирование неблагоприятной ситуации в сфере занятости населения, поскольку значение указанного показателя по обследуемому региону ниже среднего значения по трем субъектам РФ, участвующим в анализе.

Невзирая на спад одних и стагнацию других экономических показателей в кризисный период, ситуация в сфере экономического развития региона за представленный промежуток времени характеризуется в целом как благоприятная. Об этом свидетельствуют значения коэффициентов развития по таким показателям, как: ВРП (1,466), оборот розничной торговли (5,086) объем платных услуг (2,965), рассчитанные на душу населения; основные фонды в экономике (2,864); инвестиции в основной капитал (4,445).

Динамический коэффициент, вычисленный для доли обрабатывающих производств в структуре отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности, указывает не на низкий уровень показателя по Свердловской области, а на более существенный ущерб предприятий данного вида деятельности относительно Челябинской области, структура экономики которой отличается весьма высокой долей обрабатывающих производств (в среднем 90% за весь представленный временной период).

Кроме того, сальдированный финансовый результат в экономике, изменяющийся за 5 лет весьма скачкообразно, охарактеризован низкой динамической устойчивостью величиной в 0,663 по причине значительного количества предприятий, пострадавших в результате финансово-экономического кризиса.

Также существуют проблемы в инвестиционном аспекте развития экономики, поскольку удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств, увеличился к 2010 г. до 23,1%. Инфляционные процессы имеют более интенсивный характер по сравнению с Челябинской областью и Пермским краем.

Данные, содержащиеся в таблице, позволяют сделать вывод о том, что уровень развития Свердловской области соответствует ситуации, когда количество и объемы финансирования программ, направленных на решение проблем социального характера, значительно превышают количество и финансовую составляющую целевых программ, воздействие которых нацелено на укрепление экономических отношений между хозяйствующими субъектами, созданию благоприятных условий для их функционирования и стимулирующих предпринимательскую активность в регионе.

Финансово-бюджетные показатели реализации региональных целевых программ в сфере экономики Свердловской области за 2006-2011 гг. 1

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Расходы бюджета, млн р. 71 356,4 101 579,7 122 992,2 105 265,4 91 499,6 130 654,7

Финансирование экономической составляющей, млн р. 2 557,5 4 427,7 5 712,9 6 064,8 4 097,7 7 168,2

Удельный вес финансирования экономической составляющей в расходах бюджета, % 3,6 4,4 4,6 5,8 4,5 5,5

1 Составлено по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http:gks.ru.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Финансирование областных целевых программ в сфере экономики, млн р. 92,9 365,5 291,8 27,3 85,0 3 019,0

Удельный вес финансирования областных целевых программ в сфере экономики в сумме расходов на экономику, % 3,6 8,3 5,1 0,5 2,1 42,1

Удельный вес финансирования областных целевых программ в сфере экономики в сумме расходов на областные целевые программы, % 2,9 3,4 5,5 1,6 6,1 12,4

Тем не менее, существует тенденция к изменениям приоритетов региональной политики в сторону улучшения ситуации, что отражено в резком увеличении доли объемов финансирования областных целевых программ в сфере экономики в сумме расходов на экономику региона с 2,1 в 2010 до 42,1% в 2011 г.

Резюмируя приведенный выше анализ экономической составляющей развития Свердловской области и финансового обеспечения региональных целевых программ, можно говорить о возникновении ряда проблем на фоне кризисных процессов в мировом экономическом сообществе и постепенном выравнивании ситуации на прежний и даже более высокий уровень.




Е. Ю. Скупневская, Е. Б. Дворядкина Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141