В последние десятилетия конкурентоспособность стала основным «оружием» экономической политики на всех уровнях управления. На фоне международной открытости развитых экономик и глобализации экономических отношений, нет практически ни одного государства или собственника, которые не провозгласили бы повышение конкурентоспособности одной из основных задач своей экономической политики. Конкурентоспособность в широком смысле представляет собой умение опережать других в достижении поставленных целей .
В настоящее время реальными источниками генерирования национальной конкурентоспособности, бесспорно, становятся региональные экономические системы. И в первую очередь те, которые уже сегодня являются регионами-лидерами. Под конкурентоспособностью применительно к региону понимается способность регионов достигать успеха в экономическом соперничестве с другими регионами . Наряду с предопределенными факторами, такими как географическое положение, обеспеченность природными ресурсами и т. п., которые продолжают играть важную роль в формировании конкурентных преимуществ территории, все большее значение приобретают те составляющие, которые являются результатом совместных усилий региональных властей, бизнеса и общественных организаций. К ним можно отнести: макроэкономическая сбалансированность, институциональная среда, человеческий капитал, развитость инфраструктурного комплекса, инвестиционная привлекательность региона, внутренняя интеграция регионального пространства и др.
В современных условиях усиливается процесс дифференциации социально-экономического развития российских регионов, в том числе наблюдается ускоряющееся отставание в динамике экономического роста СФО по сравнению с другими регионами центральной части России . Однако, вне всякого сомнения, одним из потенциальных российских регио- нов-лидеров социально-экономического развития является Кемеровская область.
Во-первых, это регион с особыми условиями развития, который имеет:
масштабный ресурсный потенциал (высокий уровень концентрации тяжелой, преимущественно горнодобывающей и металлургической промышленности, разнообразная минерально-сырьевая база). В настоящее время объем валового регионального продукта Кемеровской области составляет 1,3% от ВВП России, а ВРП на душу населения достиг 145,1 тыс. р.;
«сырьевую» экономику с индустриальным типом производства. Сегодня регион добывает 56% российского угля, в том числе 76% коксующегося;
высокий уровень урбанизации, так только 13% населения области проживают в сельской местности, а остальные в городах;
сложную экологию. По статистическим данным стационарными источниками различных отраслей промышленности и автотранспортом выбрасывается в атмосферу Кузбасса более 100 наименований различных вредных веществ, в том числе и I-II классов опасности и опасные производства и т. д.
Во-вторых, Кузбасс - это регион с интенсивно формирующейся институциональной средой рыночного типа.
И, в-третьих, это регион с уникальным региональным экономическим пространством, которое создавалось под влиянием постоянного присутствия в регионе моделей поддержки инновационно-технологического роста. Мониторинг конкурентоспособности региона позволяет выяснить возможности того, насколько эффективно используются «сильные и слабые стороны» региона, а также нейтрализовать возможные последствия их действия или наоборот - превратить в конкурентные преимущества. Для оценки конкурентоспособности региона необходимо проанализировать пять конкурентно-значимых факторов:
уровень экономического потенциала региона (ВРП в расчете на душу населения, уровень образования занятого населения, инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения);
эффективность использования экономического потенциала региона (производительность труда, фондоемкость ВРП, зарплатоемкость ВРП);
привлекательность региона для населения (среднедушевые денежные доходы населения, доля бедного населения, уровень безработицы);
привлекательность региона для бизнеса (уровень доходности, иностранные инвестиции в расчете на душу населения и т. д.).
Инновационность экономики региона определяется на основе использования двух индикаторов: индикаторов «входа» - численность занятых в НИОКР, численность студентов вузов, внутренние затраты на исследования и разработки, затраты на технологические инновации; индикаторов «выхода» - количество выданных патентов, количество созданных передовых производственных технологий и т. д.
Результаты исследования этих факторов относительно регионов СФО, позволяют сделать вывод о том, что наиболее распространенным препятствием на пути создания конкурентоспособной экономики в начале и в конце текущего десятилетия была и остается неинновационность их экономик, наряду с непривлекательностью регионов для бизнеса. Относительно «вклада» каждого фактора в интегральную оценку конкурентоспособности регионов можно сказать следующее. Наиболее значимыми для повышения конкурентоспособности Кемеровской области являются: инновационная ориентация ее экономики, необходимость повышения эффективности использования экономического потенциала региона, повышение уровня экономического потенциала региона. Наряду с факторами производства и инвестициями конкурентоспособность Кузбасского региона в большей степени зависит от способности вводить новшества и модернизироваться. В значительной мере инновационная активность или неактивность в экономике зависит от роли государства, поэтому в современном мире научно-техническая политика считается обязательным элементом государственной политики любой промышленно развитой страны, в том числе и на региональном уровне. Для этого необходим пакет законов, регламентирующих частно-государственное партнерство в развитии инноваций, которое должно сформировать конкурентоспособную экономику в стране в целом. В Кемеровской области уже в 2008 г. было положено начало этому процессу, так как был принят закон «Об инновационной политике Кемеровской области».
Целью инновационной политики Кемеровской области является эффективное использование материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и других ресурсов, направляемых на создание наукоемкой продукции и прогрессивных технологических процессов. Основным принципом инновационной политики в регионе является интеграция инновационной, инвестиционной, научной, научно-технической и образовательной деятельности с целью обеспечения их комплексного взаимодействия с производством. Реализация формируемой инновационной политики в перспективе должна превратить Кузбасс в ведущий российский центр технологического обеспечения горнодобывающей промышленности мирового значения и кардинально повысить качество жизни населения в регионе. Помимо этого, в целях создания информационной базы систем управления инновационной деятельностью, повышения эффективности взаимодействия науки и производства в Кузбассе формируется инновационный научно-производственный центр (ИНПЦ), объединяющий научно-образовательные учреждения области, производственные комплексы, финансовые структуры, органы государственной власти, патентно-лицензионные органы, средства массовой информации, фонды. Кроме того, в Кузбассе действует Кемеровский центр стандартизации, метрологии и сертификации, Кузбасская торгово-промышленная палата, Кемеровский областной совет ВОИР. Таким образом, в современных условиях повышение конкурентоспособности становится одной из главных стратегических целей экономического развития не только нашей страны, но и ее регионов. Эффективное и стабильное развития предприятий реального сектора экономики, а значит и высокий уровень жизни населения в регионе возможны только при постоянном развитии производства на основе наукоемких инновационных технологий. Только взаимодействие бизнеса, науки и государства способно обеспечить эффективность инновационная политики.
О. А. Свиженец Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева (Кемерово)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3102