В настоящее время главам регионов, руководителям программ развития территорий и другим заинтересованным лицам необходима систематизированная и своевременная информация о результатах работы. Сегодня этому способствуют процессы интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему мониторинга. Такая система становится эффективным инструментом комплексного решения социально-экономических проблем.
Мы провели мониторинг результатов реализации первого этапа Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г. Всего нами было проанализировано около 70-75 показателей и индикаторов, что составляет примерно 50% всех показателей Стратегии, имеющих промежуточные плановые значения (т. е. на конец 2010 г.) . Из изученных нами чуть более 40 значений достигли планового уровня, что составляет приблизительно 60-62% от общего числа рассмотренных индикаторов .
Таким образом, цели первого этапа Стратегии не были достигнуты в полном объеме. По многим макропоказателям не удалось достичь плановых значений интеграционного сценария, который предполагает самый пессимистический результат. К таким можно отнести значение ВРП, размер среднемесячной начисленной заработной платы и др. Так, по итогам реализации первого этапа Стратегии-2020 Свердловской области плановое значение валового регионального продукта не достигнуто ни по одному из предложенных сценариев развития. Процент невыполнения инерционного сценария по показателю ВРП составляет 18,7%; по инновационному - 21,6; по оптимистическому - 23,4%'. Также не достигнуты плановые значения показателей ВРП на душу населения и ВРП на одного занятого в экономике. Их недовыполнение составляет по инерционному сценарию 19,0 и 3,2% соответственно. Аналогичная ситуация и с показателем среднемесячной заработной платы одного работника. Здесь несоответствие плану наблюдается в размере 21,3% .
Однако удалось добиться положительных результатов, по демографическим показателям и ряду социальных показателей. Так превышено плановое значение по показателям численности населения и численности занятого населения. Кроме того, достигнуто значение доли инновационной продукции по инерционному сценарию; выполнение составило 100% .
Таким образом, при сохранении тенденций, наблюдаемых в Свердловской области в период реализации первого этапа Стратегии, будет наблюдаться спад в ряде сфер экономической деятельности, а также по некоторым социальным показателям.
По результатам исследования были разработаны принципы обеспечения эффективности процесса реализации и процесса мониторинга стратегического управления на территории :
комплексное использование административных, нормативно-правовых и экономических методов управления;
непрерывность наблюдения за состоянием объекта мониторинга с учетом фактического состояния и тенденций развития его потенциала, а также общего развития экономики, политической обстановки и действия других общесистемных факторов;
целенаправленность мониторинга;
развитие государственной и муниципальной статистики;
расширение информационной базы мониторинга. Базой должны стать не только данные органов статистики, но и данные из других источников (средства массовой информации, обследования населения на вопрос их удовлетворенности процессом и результатами реализации стратегических документов региона);
обеспечение взаимодействия региональных властей и органов местного самоуправления;
мониторинг должен учитывать факторы, не являющиеся результатом активной деятельности органов государственной власти региона.
Кроме того, схема мониторинга стратегических программ и проектов территории должна включать в себя следующее :
определение показателей (индикаторы), на основе которых и будет проводиться процесс мониторинга стратегической программы;
определение источников сбора информации;
выбор методики сбора информации, определение периодичности и объема получаемой информации;
создание группы, которая будет получать и обрабатывать полученную информацию. В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г. такой группой является Отдел региональной стратегии и программно-целевого планирования министерства экономики региона;
в процессе мониторинга программ развития региона важна методика обработки и анализа информации, а также определение лиц, которые получат данную информацию и непосредственно будут принимать решения;
учет средств на проведение мониторинга в бюджете программы или проекта.
Обратим особое внимание на последний пункт. Работа любой подсистемы в программе требует ресурсов. Ресурсы стоят денег. Если не учесть расходы на мониторинг программы на стадии проектирования, то при внедрении этой системы могут возникнуть большие трудности.
Кроме того, в процессе работы над мониторингом мы сделали вывод о том, что разрабатывать систему мониторинга стратегических программных документов необходимо на стадии создания программы. Основой для построения качественной системы мониторинга является тщательная проработка логики программы, корректная формулировка ее целей.
В заключение отметим, что механизмы реализации стратегий социально-экономического развития любой территории необходимо постоянно совершенствовать. Эта корректировка должна быть основана на анализе основных тенденций и результатов развития территории, что обуславливает необходимость проведения регулярных мониторинговых операций.
Н. С. Санникова, Р. К. Сабитов Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2067