Устойчивое развитие территории - один из важнейших приоритетов государственного управления на современном этапе в целях повышения устойчивости социально-экономического положения страны. Одно из важнейших направлений управления развития территориями - управление финансовыми ресурсами. В управлении финансовыми ресурсами территории ключевую роль играет финансовое планирование. Исследованию вопросов финансового планирования посвящены труды многих экономистов. Трактовка терминологического аппарата финансового планирования с позиции различных экономистов представлена в таблице.
Трактовка понятия «финансовое планирование» с точки зрения экономистов
Автор Определение
Л. А. Дробозина Финансовое планирование - анализ достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявление степени соответствия этого уровня потребностям развития региона, определение на этой основе потребности в финансовых ресурсах, которая сопоставляется с утвержденными выше планами, разработка и внесение предложений вышестоящим экономическим и финансовым органам, а также ведомствам о необходимых корректировках в их планах финансирования1
Автор Определение
Г. Б. Поляк Финансовое планирование - совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику2
А. Ю. Казак Финансовое планирование - один из центральных блоков в системе финансового механизма, в процессе которого всесторонне оценивается состояние финансов во всех сферах финансовой системы, определяются потенциальные возможности для увеличения финансовых ресурсов3
С. В. Барулин Финансовое планирование - целенаправленная деятельность субъектов управления финансами по определению ожидаемых параметров и показателей формирования и использования публичных и частнохозяйственных финансовых ресурсов и доходов, составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению финансовых планов с целью финансового обеспечения воспроизводственного процесса и реализации государственной (муниципальной) и корпоративной экономической, социальной и финансовой политики4
Примечания.
Общая теория финансов: учебник / Л. А. Дробозина, Ю. Н. Константинова, Л. П. Окунева и др.; под ред. Л. А. Дробозиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. С. 156.
Финансово-бюджетное планирование: учебник / под ред. Г. Б. Поляка. М.: Вузовский учебник, 2007. С. 89.
Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие / А. Ю. Казак и др.; под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург: РИФ «Солярис», 2001. С. 59.
Барулин С. В. Финансы: учебник. М.: КноРус, 2010. С. 90.
Из таблицы видно, что некоторые авторы рассматривают финансовое планирование в узком аспекте (с позиции отдельного региона, территории или отдельного хозяйствующего субъекта), а другие - в широком аспекте (в рамках страны в целом). Таким образом, финансовое планирование - совокупность экономических отношений, в процессе которых происходит определение плановых параметров формирования, развития и функционирования финансовых ресурсов публично-правовых образований и хозяйствующих субъектов с целью их дальнейшего устойчивого развития. На основе исследования взглядов различных экономистов можно сделать вывод, что финансовое планирование, по сути, осуществляется на
двух основных уровнях: государственном (национальном, региональном, местном) и частнохозяйственном (корпоративном, на уровне домашнего хозяйства, семьи, отдельного человека). Для устойчивого развития территории важное значение имеют все уровни финансового планирования, однако наиболее решающую роль будет играть государственное финансовое планирование (в частности, региональное и муниципальное). Территориальное (региональное и муниципальное финансовое планирование) - совокупность экономических отношений по воздействию региональных органов власти и местного самоуправления на финансовые ресурсы соответствующей территории региона или муниципального образования), в процессе которых происходит определение плановых параметров формирования, развития и функционирования соответствующих финансовых ресурсов с целью их дальнейшего устойчивого развития.
Основными принципами финансового планирования (в том числе территориального) являются следующие:
принцип единства (планирование должно носить системный характер);
принцип участия (все субъекты финансовой деятельности становятся участниками финансового планирования);
принцип непрерывности (финансовое планирование должно осуществляться на всех этапах бюджетного процесса, один финансовый план должен следовать за другим;
принцип гибкости (финансовые планы должны быстро и четко реагировать на изменение внешних и внутренних условий);
принцип точности (финансовые планы должны быть максимально конкретизированы и соответствовать реальной социально-экономической ситуации);
принцип соотношения сроков (в финансовом планировании должны соотноситься сроки получения доходов и осуществления расходов);
принцип обеспеченности расходов (в финансовом планировании все запланированные расходы должны быть обеспечены доходами);
принцип прибыльности инвестиций (в финансовом планировании все долгосрочные и капитальные инвестиции должны осуществляться с наименьшим объемом финансово-бюджетных вложений);
принцип приспособления к социальным и экономическим условиям (финансовые планы должны напрямую зависеть от социально-экономической политики в стране .
Одними из основных методов государственного финансового планирования (в том числе, территориального) являются следующие:
математическое моделирование - формирование финансового плана на основе учета множества факторов и выбор наиболее оптимального финансового плана из нескольких с точки зрения соответствия концепции социально-экономической и финансовой политики ;
эконометрическое прогнозирование (расчет показателей финансового плана на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких переменных и построение на этой основе эконометрических моделей финансового плана ;
экспертные оценки - формирование финансового плана на основе обобщения и обработки оценок экспертов по определенным вопросам;
построение трендов - построение финансовых планов на основе выявления тенденций изменения доходов и расходов;
сценарный метод - формирование финансового плана на основе построения сценария (оптимистического, реалистического и пессимистического развития финансовой ситуации);
экономический анализ (совокупность методов формирования и обработки данных о развитии финансовых ресурсов, позволяющая сформировать научно обоснованную оценку результатов их функционирования ;
балансовый метод - построение финансового плана на основе увязки общественных потребностей и бюджетных ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии финансовобюджетных отношений ;
нормативный метод - формирование финансового плана на основе определения и использования прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей основные цели развития финансовой политики;
программно-целевой метод - формирование финансового плана на основе определения системы (программы) дальнейшего развития финансовой сферы .
В российской практике территориального финансового планирования наиболее распространенными являются балансовый, нормативный и программно-целевой методы. В последнее время наибольшее распространение получил программно-целевой метод. В различных сферах (образование, здравоохранение, экология и др.) формируются целевые программы, которые в перспективе позволяют более комплексно определить финансовые потребности и решить финансовые проблемы, а также обеспечить эффективное развитие той или иной сферы перспективе.
Таким образом, одним из важнейших направлений государственного управления на современном этапе является обеспечение устойчивого развития территорий. Эффективное развитие территорий во многом обеспечивается за счет финансового планирования. Поэтому для стабильного развития территорий в перспективе следует особое внимание уделять определению методов финансового планирований. В российской практике применяется широкий круг методов финансового планирования, однако наиболее перспективным и эффективными является программно-целевой метод, который наиболее полно и точно отражает текущую финансовую ситуацию и позволяет оперативно решить текущие финансовые проблемы.
А. В. Рыженков Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3388