В настоящее время выставочно-ярмарочная деятельность является активным инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Выставки и ярмарки активизируют деловую жизнь, создают необходимое информационное поле, аккумулируют значительные финансовые потоки, приносящие дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Прежде чем принять решение, потенциальные инвесторы обычно пытаются нарисовать социально-экономическую картину местности, вложение капитала в которую они рассматривают. Им необходима информация, которую могут получить на региональных выставках и ярмарках.
Развитие выставочно-ярмарочной деятельности приобретает в настоящее время исключительно актуальное значение для властей Свердловской области. Эта деятельность в Свердловской области имеет глубокие исторические корни (Ирбитская ярмарка, 1643-1929 гг.). Сегодня в Екатеринбурге как в деловом центре Свердловской области сконцентрирована основная масса всех проводимых в ней выставочно-ярмарочных мероприятий. В других городах области проводятся в основном выездные выставочно-ярмарочные мероприятия. Исключение составляет Нижний Тагил, в котором ежегодно проводится выставка вооружений.
В Свердловской области за последний год увеличилось количество выставок; повысилась посещаемость выставок; улучшилось качество проведения выставочных мероприятий. Выявлены такие тенденции, как приток посетителей выставок, повышение качества их проведения. И главное, повысилась результативность проведенных выставок, в том смысле, что их итогами все чаще становится заключение сделок и подписание контрактов.
Ежегодно с 2002 г. в Екатеринбурге проводится в среднем около 200 выставочно-ярмарочных мероприятий . Объем рынка выставочных услуг в Екатеринбурге за 2008 г. составил около 400 млн р. В среднем в выставках в Екатеринбурге участвовало 120 экспонентов, среднее число посетителей каждой выставки - 7 500 чел. В Свердловской области есть опыт и инфраструктура для проведения крупных международных мероприятий: Саммиты БРИК и ШОС, ИННОПОМ, экономические форумы.
Выставочно-ярмарочная деятельность является одной из многочисленных форм привлечения инвестиций в экономику региона. На выставках и ярмарках осуществляется реклама инноваций в виде товаров и услуг, заключение контрактов на продажу образцов после окончания выставки, поставку партий показанного товара или заключения фьючерских сделок. Кроме того, на региональных выставках и ярмарках презентуются новые инвестиционные проекты и продукты региона, формируется территориальный имидж и репутация региона.
Свердловская область становится все более привлекательной для инвестирования и вложения капитала. Правительство Свердловской области постоянно работает над формированием имиджа региона как территории с благоприятным инвестиционным климатом. Результатом этого стало увеличение уровня объема инвестиций в 2005-2011 гг., в том числе иностранных инвестиций (см. таблицу).
Инвестиции в основной капитал, млрд р.2
Год Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах)
2005 91,0
2006 133,5
2007 187,0
2008 242,6
2009 20,0
2010 217,0
2011 317,0
Однако в выставочной сфере в Свердловской области существует ряд проблем. К их числу можно отнести отсутствие нормативно-правовой
базы на региональном уровне, недостаточную координацию. Материально-техническая база выставочной деятельности в Свердловской области недостаточно развита и не соответствует международным требованиям .
Для содействия развитию выставочно-ярмарочной деятельности можно предложить принять единый законодательный документ (закон, положение, др.) о выставочно-ярмарочной деятельности на уровне Правительства России, актуализировать существующую Концепцию развития выставочно-ярмарочной деятельности, как на федеральном уровне, так и в Свердловской области. Такие меры, как оказание им разнообразных видов льгот и преференций, создание единого механизма подготовки кадров, создание научно-исследовательского института, занимающегося исследованиями выставочно-ярмарочной деятельности, могут стать условиями укрепления и развития данной деятельности.
Развитие данной деятельности прямо связано со стимулированием развития инфраструктуры - транспортной, туристической, информационной. Строительство региональных выставочных центров должно быть важнейшей задачей региональных властей, а также задачей федеральной власти. Необходимо проводить работу по созданию системы информационно-рекламного обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности в Свердловской области (создание базы данных выставочных мероприятий, издание каталогов выставок и ярмарок, публикации в журналах о выставках Свердловской области, использование социальных сетей и виртуальных выставок).
В настоящее время выставочная деятельность имеет большой потенциал для формирования значительных финансовых потоков, который многократно возрастет в случае осуществления координации и оказания поддержки со стороны государства и региона.
Н. В. Посадова, А. В. Суворова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1817