Устойчивое социально-экономическое развитие региона основывается на постоянном инвестировании. Приоритетность объектов вложения капитала и основные направления по формированию инвестиционной среды определяется инвестиционной стратегией региона. Инвестиционный климат характеризует состояние инвестиционной среды и определяет инвестиционную привлекательность региона. Наиболее важной составляющей инвестиционной привлекательности является создание новых и успешное функционирование существующих инвестиционных проектов.
Однако не всегда методы прямого регулирования инвестиционною деятельности были актуальны. Так в Свердловской области, согласно разработанных еще экс-губернатором Свердловской области, Э. Росселем, направлений стратегического развития, главным методом улучшения инвестиционной деятельности региона должна быть его экспортоорие- нированность. Привлечение новых инвестиционных средств в области должно было достигаться за счет создания благоприятного инвестиционного климата региона. Во многом это происходило благодаря принятию на территории области действует закона «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области». Данный закон направлен на создание благоприятных условий для инвестиций в целом, а также на развитие и поддержку иностранных инвестиций. К основным мерам по поддержке инвесторов относятся: предоставление госгарантий и субсидий из областного бюджета, налоговые льготы, ряд иных мер государственной поддержки.
Также создание благоприятного инвестиционного климата в регионе достигается за счет эффективного взаимодействия с бизнесом. Эта помощь оказывается с момента начала работы над проектом и продолжается вплоть до его финального этапа. Подобные методы, направленные на улучшение инвестиционной деятельности в регионе, остаются до сих пор, но теперь большое значение уделяется развитию крупных инвестиционных проектов.
Для экономики региона и страны в целом крупные инвестиционные проекты могут стать полюсами роста для отраслей экономики. Так уже сегодня мы можем наблюдать, как возле амбициозных проектов создаются объекты инфраструктуры, вспомогательные предприятия, а примеры успешно развитых дают субъектам инвестиционной деятельности ценный опыт в продвижении собственных планов. В итоге благодаря подобным проектам выигрывают все - инвесторы, население, органы власти, потому как они тянут за собой реальные инновации во все сфере деятельности, а также становятся не баснословным подтверждением роста экономики региона.
Поддержка крупных инвестиционных проектов осуществляется на региональном и федеральном уровнях, а также закладывается в качестве ориентиров развития регионов. Так уже сегодня некоторые регионы (Новосибирская область, Свердловская область, Ленинградская область и др.) имеют вполне конкретные инвестиционные проекты, которые отражены в стратегических документах и являются приоритетами инвестиционной деятельности региона.
Однако, кроме государственных гарантий успешной деятельности инвестора в регионе, органам местного самоуправления необходимо оказывать вполне реальную поддержку в виде:
предоставления бюджетных кредитов и налоговых льгот предприятиям
программно-целевого управления
улучшения механизма государственно-частного партнерства
создание инфраструктуры поддержки инвестиционной активности.
На сегодняшний день примеров осуществления удачной инвестиционной политики за рубежом достаточно. Например, ФРГ в середине 2000-х годов проводила крупную политику по привлечению иностранных денежных средств. Главным инструментом этой политики стали - налоговые льготы за инвестирование капитала, которые дополняются хорошо зарекомендовавшими себя низкопроцентными ссудами и программой поддержки долевого участия нового банка для среднего предпринимательства. В Германии создавалось множество фондов и банков различных уровней по поддержке иностранных инвесторов. Для реализации данной программы в 2006 г. были предусмотрены федеральные средства в объеме 694 млн евро, которые сопровождались финансированием в таком же объеме со стороны федеральных земель.
В рамках российской федеральной и региональной политики пока трудно хвастаться сопоставимыми с Германией результатами. Особенно заметно несоответствие между планами органов власти по модернизации экономики и масштабами государственных инвестиционных вложений в структуре регионального бюджета. Так на основании моего исследования трех динамично развивающихся регионов России мы можем видеть диспропорции между объемами их бюджетов и долей государственных инвестиций (см. рисунок).
2,1%
Республика Московская Свердловская
Татарстан область область
[771 Объем бюджета региона, тыс. р.
■ Объем бюджетных инвестиций, тыс. р.
Соотношение объемов бюджетных инвестиций к общему объему бюджета регионов, %
Подводя итог, в начале стоит отметить положительные изменения в региональной инвестиционной политики:
во-первых, это создание комплекса мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности;
во-вторых, ориентация на развитие крупных инвестиционных проектов, как создание возможных полюсов роста и модернизации экономики.
Однако, недостаточное финансовое участие органов власти в инвестиционной деятельности, на мой взгляд, тормозит данную сферу экономики. Для нашей страны должно быть особо важным участие государства в масштабных, и соответственно рисковых проектах, так как только оно может выступить в качестве реального гаранта окупаемости инвестиционных вложений.
Также рассмотренные мною методы инвестиционной политики наиболее эффективны в комплексе мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата. Если же выдернуть какой-то из них и развивать его в отдельном ключе, то это может привести к дисгармоничному развитию экономики. Так для Свердловской области в середине 90-х было более характерным улучшение общей экономической ситуации в регионе, создание объектов рыночной инфраструктуры, осуществление государственных гарантий, т. е. преобладали косвенные методы инвестиционной политики. Сегодня видно, когда регион оправился после тяжелой обстановки 90-х годов, а также кризисных явлений 2008 г., поэтому практика создания новых проектов, привлечение к ним внимания инвесторов становится наиболее актуальной. Хотя в тоже время методы поддержания благоприятного инвестиционного климата не остаются выброшенными, они лишь отошли на второй план и используются по мере необходимости.
Д. Н. Мифтахов Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1192