Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Проблема межбюджетных отношений проходит красной линией в системе местного самоуправления. Налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов не могут обеспечить формирование достаточной собственной доходной базы. Ущербность современной экономической базы муниципального управления видится в ничтожности доли местных налогов в доходной базе муниципальных бюджетов. В настоящее время за местными бюджетами осталось всего два налога, в отличие от начала 90-х годов, когда их насчитывалось более 20. Результативность в сфере местных финансов может дать только система, учитывающая не столько фискальную функцию местных налогов, сколько стимулирующую и регулирующую.
Наиболее значимой причиной неустойчивости местных бюджетов является высокий уровень концентрации доходного налогового потенциала страны на стадии его первичного распределения, что повышает зависимость всех нижестоящих бюджетов, в том числе местных, от используемой сегодня модели бюджетно-распределительных отношений.
Важнейшим перспективным источником расширения доходной базы местных бюджетов является совершенствование системы имущественных налогов, которые в соответствии с мировой практикой должны быть местными налогами.
На уровне муниципальных образований и субъектов РФ требуется постоянная работа над межбюджетными отношениями. Система, сформированная на сегодняшний момент, далеко не совершенна. Нет четко отлаженного эффективного механизма работы. Вышестоящие бюджеты, зачастую, не способствуют реализации запланированных программ, а наоборот тормозят их, иногда лишая жителей муниципальных образований законной поддержки. Причем проблема стоит не в отсутствии субсидирования, а в сроках предоставления данных субсидий, в колоссальных временных задержках предоставления запланированных субсидий нижестоящим бюджетам.
Без сомнения, дотации, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Но обвинять их в создании у местных администраций иждивенческих настроений в настоящее время не корректно. В сложившейся системе государственных финансов они являются способом развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Вопрос контроля, так же остро стоит в теме межбюджетных отношений. Субвенции, перечисляемые из бюджетов субъектов РФ бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение передаваемых им государственных полномочий, остаются практически вне контроля. После зачисления на единый счет они обезличиваются и проконтролировать их использование можно только косвенно, на основе аналитических отчетов.
Основными предпосылками реформирования межбюджетных отношений должны стать: минимизация политических рисков и политическая консолидация, предполагающие достижения общественного согласия по вопросам распределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами, создание условий для эффективного выполнения региональными и местными властями своих полномочий в рамках гражданского общества, упорядочение бюджетного устройства страны, углубление и развитие принципов бюджетного федерализма.
Формирование экономически мотивированной системы местного самоуправления и местных бюджетов, отвечающих реальным условиям и финансово-бюджетным возможностям конкретного субъекта Федерации, организация эффективных межбюджетных отношений должны быть первоначальными в работе над результативной системой управления на различных уровнях власти. Отлаженные финансовые отношения между уровнями власти являются условием укрепления государственности и упрочения правопорядка, безопасности общества, а стагнация настоящей системы может привести к упадку уровня жизни.
Социально-экономическое и политическое положение государства на определенном этапе своей эволюции предопределяет степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении органа соответствующего уровня власти. Особенности проводимой региональной бюджетной политики обусловливают потоки финансовых ресурсов из центра в регионы. Межбюджетные отношения служат лакмусом уровня развития государства и общества.
В связи с вышесказанным, пристального внимания требуют вопросы укрепления финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, создания стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, создания стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами, содействие субъектам РФ в реализации реформы местного самоуправления, оказание методологической и консультационной помощи субъектам РФ в целях повышения эффективности и качества управления региональными и муниципальными финансами, а также повышения прозрачности региональных и муниципальных финансов.
Т. Н. Меньшикова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1235