СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Февраль   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Концептуальность межбюджетных отношений в Российской Федерации

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Проблема межбюджетных отношений проходит красной линией в системе местного самоуправления. Налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов не могут обеспечить формирование достаточной собственной доходной базы. Ущербность современной экономической базы муниципального управления видится в ничтожности доли местных налогов в доходной базе муниципальных бюджетов. В настоящее время за местными бюджетами осталось всего два налога, в отличие от начала 90-х годов, когда их насчитывалось более 20. Результативность в сфере местных финансов может дать только система, учитывающая не столько фискальную функцию местных налогов, сколько стимулирующую и регулирующую.

Наиболее значимой причиной неустойчивости местных бюджетов является высокий уровень концентрации доходного налогового потенциала страны на стадии его первичного распределения, что повышает зависимость всех нижестоящих бюджетов, в том числе местных, от используемой сегодня модели бюджетно-распределительных отношений.

Важнейшим перспективным источником расширения доходной базы местных бюджетов является совершенствование системы имущественных налогов, которые в соответствии с мировой практикой должны быть местными налогами.

На уровне муниципальных образований и субъектов РФ требуется постоянная работа над межбюджетными отношениями. Система, сформированная на сегодняшний момент, далеко не совершенна. Нет четко отлаженного эффективного механизма работы. Вышестоящие бюджеты, зачастую, не способствуют реализации запланированных программ, а наоборот тормозят их, иногда лишая жителей муниципальных образований законной поддержки. Причем проблема стоит не в отсутствии субсидирования, а в сроках предоставления данных субсидий, в колоссальных временных задержках предоставления запланированных субсидий нижестоящим бюджетам.

Без сомнения, дотации, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Но обвинять их в создании у местных администраций иждивенческих настроений в настоящее время не корректно. В сложившейся системе государственных финансов они являются способом развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Вопрос контроля, так же остро стоит в теме межбюджетных отношений. Субвенции, перечисляемые из бюджетов субъектов РФ бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение передаваемых им государственных полномочий, остаются практически вне контроля. После зачисления на единый счет они обезличиваются и проконтролировать их использование можно только косвенно, на основе аналитических отчетов.

Основными предпосылками реформирования межбюджетных отношений должны стать: минимизация политических рисков и политическая консолидация, предполагающие достижения общественного согласия по вопросам распределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами, создание условий для эффективного выполнения региональными и местными властями своих полномочий в рамках гражданского общества, упорядочение бюджетного устройства страны, углубление и развитие принципов бюджетного федерализма.

Формирование экономически мотивированной системы местного самоуправления и местных бюджетов, отвечающих реальным условиям и финансово-бюджетным возможностям конкретного субъекта Федерации, организация эффективных межбюджетных отношений должны быть первоначальными в работе над результативной системой управления на различных уровнях власти. Отлаженные финансовые отношения между уровнями власти являются условием укрепления государственности и упрочения правопорядка, безопасности общества, а стагнация настоящей системы может привести к упадку уровня жизни.

Социально-экономическое и политическое положение государства на определенном этапе своей эволюции предопределяет степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении органа соответствующего уровня власти. Особенности проводимой региональной бюджетной политики обусловливают потоки финансовых ресурсов из центра в регионы. Межбюджетные отношения служат лакмусом уровня развития государства и общества.

В связи с вышесказанным, пристального внимания требуют вопросы укрепления финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, создания стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, создания стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами, содействие субъектам РФ в реализации реформы местного самоуправления, оказание методологической и консультационной помощи субъектам РФ в целях повышения эффективности и качества управления региональными и муниципальными финансами, а также повышения прозрачности региональных и муниципальных финансов.




Т. Н. Меньшикова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141