На современном этапе развития экономики возросла важность способности экономических агентов (конкретных предприятий, отдельных субъектов РФ, страны) преодолевать последствия кризиса 2008 г.
В Алтайском крае в 2009 г. в связи с тяжелой экономической и финансовой обстановкой в стране в целом и в регионе в частности сумма государственного долга увеличилась по сравнению с 2008 г. Объем привлеченных средств от внешних источников составил 932 667 тыс. р., что на 17,52% выше величины долга предыдущего года. В 2010 г. была видна обратная ситуация, когда суммарный долг края уменьшился на 42%. Данная ситуация свидетельствует о грамотной и эффективной политике правительства края, благодаря которой региону удалось не только вернуться к докризисному уровню долга, но и сократить величину задолженности ниже уровня 2008 г.
В декабре 2011 г. Алтайский край занял первое место по результатам конкурса среди субъектов РФ, реализующих региональные программы повышения эффективности бюджетных расходов - соответствующий приказ подписан Министерством финансов России. Регион был отмечен как субъект, достигнувший наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов и внедряющий передовые методы управления. Грамотная политика региона также позволяет ему оставаться привлекательным и увеличивать свои кредитные рейтинги, благодаря которым край может получить большие инвестиции и продолжить свое развитие в различных сферах.
Частью успешной политики управления бюджетом региона была примененная его правительством корректировка налоговой системы. В частности, были увеличены налоговые поступления в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Это произошло в основном из-за увеличения налога на прибыль предприятий, доля этой статьи взросла на 10%, и значительного роста доходов бюджета от налога на товары, работы, услуги, который с 2008 до 2010 г. составил около 207%. Тенденция увеличения соотношения налоговых и неналоговых поступлений в регионе свидетельствует о преобладании первых над последними. Однако, несмотря на увеличившееся бремя налога, процент его собираемости увеличился почти 2 раза (с 2008 г. к 2010 г.), что означает эффективный контроль правительства за сбором налогов и сознательность жителей края.
Необходимо заметить, что большую часть доходов бюджета Алтайского края на протяжении 2008-2010 гг. занимают безвозмездные поступления, но динамика снижения доли данной позиции говорит об устойчивом положении края и о его развитии в сфере собственных финансов.
С другой стороны, в изменениях расходов на обслуживание долга заметна тенденция увеличения как номинальной суммы выплачиваемых процентных платежей, так и роста доли, которую выплаты по долговым обязательствам занимают в общей величине расходов краевого бюджета. Тем не менее, показатель обеспеченности расходов собственным налоговым потенциалом в Алтайском крае имеет положительную тенденцию и к концу 2010 г. составил на 20% меньше полной обеспеченности расходов налоговым потенциалом
Улучшающиеся показатели развития финансовой сферы региона, однако, не позволили ему избежать дефицита бюджета в 2009 г., который к 2010 г. только увеличился. Данная ситуация произошла из-за значительно возросшей суммы, необходимой для восстановления национальной экономики, обслуживания жилищно-коммунального хозяйства и выплат субвенций и субсидий.
Анализ фактических показателей различных сфер экономки Алтайского края выявил положительную динамику исполнения бюджета региона, несмотря на временные трудности, вызванные экономическим кризисом 2008 г. Сокращение безработицы, увеличение количества занятых и рост уровня дохода населения говорят о грамотной социальной политике в крае. А уменьшение суммы долга к 2010 г. свидетельствует о подъеме кредитоспособности Алтайского края.
В результате всех проведенных исследований было выявлено, что динамика исполнения бюджета Алтайского края, как и его социальной и финансовой политик, имеет положительную тенденцию: край благодаря ориентированной на восстановление политике правительства региона сумел выйти из кризиса 2008 г. с показателями, превышающими соответствующие значения докризисного уровня. Кроме того в крае был принят ряд программ развития и ряд законов, которые повысили инвестиционную привлекательность региона. Данные факты привели к соответствующим положительным оценкам рейтинговых агентств.
Е. В. Мезенцева Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 899