В процессе промышленного освоения территории Урала особая роль отводилась развитию машиностроения как материальной базы экономической и национальной безопасности страны. В русле неоиндустриализаци- онных настроений последних лет все больше внимания уделяется вопросу о развитии машиностроения в Свердловской области, машиностроительный комплекс которой является крупнейшим в России.
Общей и главной особенностью хозяйственной деятельности на Урале является хозяйствование в неблагоприятных природно-климатических условиях. Машиностроение в полной мере ощущает на себе суровость уральского климата.
Для машиностроения Свердловской области характерно комплексное развитие, однако в его структуре наблюдается перекос в сторону преобладания производств базовых отраслей - тяжелого и общего машиностроения. Такая структура определяет высокую металлоемкость и энергоемкость отрасли в целом. Наибольший вес в объеме производства приходится на производство бронетанковой техники и боеприпасов, тяжелое, энергетическое и горное машиностроение, транспортное машиностроение, нефтегазовое и химическое машиностроение, электротехническую промышленность и приборостроение .
За последние годы доля машиностроения в структуре промышленного производства области увеличивалась и составляет около 20%, уступая лишь металлургическому производству. При этом доля промышленного производства и услуг в целом в ВРП региона составляет около 40%.
Отрасли характерно концентрированное территориальное развитие. В области сформировались три центра машиностроения - так называемый североуральский «куст» городов, нижнетагильский «куст» городов и екатеринбургское промышленное кольцо, концентрирующее наиболее наукоемкие и «тяжелые» производства.
Специализация на производстве «тяжелой» продукции обуславливает преобладание в структуре отрасли производств устаревших технологических укладов. Инновационные производства сконцентрированы в основном на предприятиях ВПК и составляют около 6%.
В отрасли сложилась ситуация несоответствия структуры производства и сопутствующих инфраструктур запросам рыночной экономики. На территории области только формируются элементы инновационной инфраструктуры - технопарки, специализированные производственные кластеры, особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, способные стать точками роста.
Машиностроительный комплекс региона уже более 25 лет функционирует в условиях нехватки ресурсов. Дефицит собственных металлических руд, воды и энергии усиливают зависимость отрасли от внешних факторов.
Последние два десятилетия в отрасли наблюдается процесс разрушения сложившихся межотраслевых связей. В наибольшей степени сохранить кооперационную структуру удалось производствам транспортного машиностроения .
Общей чертой машиностроения области является высокий износ основных производственных фондов, техническое и технологическое отставание. Продукция отрасли характеризуется низкой конкурентоспособностью и ограниченностью номенклатуры.
Отрасль испытывает дефицит квалифицированных кадров. Старение трудовых ресурсов и общее падение их качества усугубляется сохранением невысокого уровня заработной платы в отрасли. Разрушение региональной системы профессионального образования вынуждает предприятия увеличивать расходы на подготовку кадров.
Темпы роста машиностроения в регионе последние годы были достаточно высокими, даже с поправкой на кризисные явления 2008-2009 гг. В настоящее время идет процесс послекризисного восстановления отрасли. Однако рост зачастую экстенсивен и носит восстановительный характер - по некоторым видам продукции машиностроение области до сих пор не вышло на уровень 1989 г., а потому можно говорить о несоответствии темпов роста машиностроения стратегическим целям, определенным в «Концепции 2020» и региональных документах.
В регионе сложилась неэффективная структура экспорта и импорта. Доля машиностроительной продукции в структуре экспорта региона составляет около 19% и носит первичный характер. В структуре импорта доля машиностроительной продукции составляет практически 60%, причем преобладает продукция с высоким уровнем переработки.
Доля продукции регионального машиностроения на мировых рынках составляет менее 1%, стремительно уменьшается на отечественном рынке.
В отрасли наблюдается значительное увеличение объемов финансирования, основная доля которого приходится на гособоронзаказ. В целом же низкая доходность предприятий обуславливает недофинансиро- ванность отрасли в целом.
Отрасль вынужденно функционирует в условиях несовершенства нормативно-правовой базы, высоком уровне коррупции и бюрократических издержек. Высокая криминализированность отрасли снижает производственный и инвестиционный потенциал.
Представляется вероятным, что при сохранении существующих тенденций роль машиностроения в экономике Свердловской области будет неуклонно снижаться, уступая место металлургии и первичному переделу металлов. При отсутствии мощных импульсов к развитию извне, существующая структура отрасли не позволит быстро и качественно переориентировать производство на выпуск современной (не говоря уже об инновационной) продукции с высокой добавленной стоимостью. С настороженностью следует относиться и к вступлению России в ВТО, поскольку региональное машиностроение, лишенное государственной поддержки, не сможет конкурировать на равных с зарубежными производителями.
Тем не менее, повышение интереса региональной власти к проблемам отрасли, появление отраслевых стратегических и прогнозных документов, интенсификация работы по изменению сложившейся ситуации позволяют говорить и о том, что кампания по третьей индустриализации Урала в целом и Свердловской области в частности увенчается успехом, а роль и доля машиностроения региона будет расти не только в стране, но и мире.
Н. И. Марков, Н. В. Сбродова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2905