Под периферийной территорией понимается часть территории субъекта РФ, удаленная от его столицы, характеризующаяся зависимостью от центра (региональной столицы) в экономическом, социальном, информационном плане.
Периферийные территории обладают ярко выраженными признаками, отличающими их от центра: низкие значения заработной платы, недиверсифицированная экономика, использование устаревших технологий, низкая транспортная доступность, более чем 3 часовая удаленность от столицы субъекта.
К периферийным территориям Свердловской области можно отнести Байкаловский, Слободотуринский, Таборинский муниципальные районы, Нижнетуринский, Ивдельский, Кушвинский, Верхотурский, Талицкий, Туринский, Новолялинский городские округа, а также городские округа Алапаевск, Карпинск, Нижняя Салда, Верхняя Тура и др.
Анализ социально-экономической ситуации периферийных территорий региона (Ивдельского и Нижнетуринского ГО) позволил выявить следующие особенности и проблемы их развития:
Обе территории имеют промышленную специализацию. Производимая на территориях продукция частично направляется на экспорт, что обуславливает сильную зависимость городских округов от мировой конъюнктуры.
Отток населения в трудоспособном возрасте и усиливающееся отставание от центра по уровню социально-экономического развития.
Ограниченные возможности получения высшего и среднего профессионального образования, услуг культуры.
Использование устаревших технологий. Ограниченный доступ населения и местных органов власти к современным способам связи и коммуникаций.
Неустойчивое развитие. По ряду социально-экономических показателей не удалось обнаружить устойчивой тенденции их изменения. Такими показателями являлись инвестиции в основной капитал на душу населения, доля индивидуального жилищного строительства, доля безвозмездных поступлений в доходах бюджетов.
Низкий удельных вес в основных социально-экономических показателях области. Свидетельствует о небольшой роли рассматриваемых территорий в экономике области.
Сказывающееся до сих пор влияние кризиса, что подтверждается данными бюджетов городских округов и итогами деятельности ряда предприятий.
Главной проблемой развития периферии Свердловской области является недостаток инвестиций, квалифицированных кадров и непривлекательность для населения.
Для решения этих проблем автор предлагает использовать маркетинг территории. Маркетинговая стратегия развития периферийной территории должна учитывать ее исторические, природные и иные особенности, отношение местного населения к территории, возможность его привлечения к участию в реализации стратегии, а также отношение к территории жителей других районов области или других субъектов. В нее рекомендуется включить проекты, направленные на повышение взаимодействия власти, населения и хозяйствующих субъектов, а также проекты, способствующие росту узнаваемости территории в своем субъекте, стране и мире.
Е. И. Кайбичева, Е. Б. Дворядкина Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2089