Нормативную основу формирования технологий отбора кандидатов на должности муниципальной службы составляют положения федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». В частности, п. 1 ст. 9 этого закона определяет, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются не только к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, но и к «профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей».
Таким образом, для исполнения данной законодательной нормы возникает необходимость определения не только формальных, но и фактических способностей кандидата к выполнению им предстоящих ему видов работ. При этом особо подчеркивается , что детальные квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами. Таким образом, законодательно определяется, что муниципалитеты довольно свободны в дополнении обязательных требований закона к кандидатам муниципальной службы своими специфическими требованиями. Определение критериев оценки профессионально-трудовых качеств претендентов федеральное законодательство передает в полномочия конкретного муниципального образования.
Аналогичная норма закреплена на уровне Свердловской области . Органы местного самоуправления также самостоятельно устанавливают порядок проведения конкурса на замещение должностей муниципальной службы.
Реализуя указанные права в муниципальном образовании «город Екатеринбург», например, в соответствии с решением Екатеринбургской городской Думы от 14 апреля 2009 г. № 1/3 был установлен порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы. В соответствии с этим порядком, на втором этапе конкурса создается конкурсная комиссия, которая оценивает претендентов «на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств претендентов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности муниципальной службы, на замещение которой они претендуют».
Таким образом, на федеральном, региональном и муниципальном уровне создаются условия для отбора на муниципальную службу претендентов, обладающих наиболее профессиональными качествами, ценными для эффективного выполнения муниципальными служащими их должностных обязанностей.
В Свердловской области в областной закон о муниципальной службе в 2011 г. были включены типовые квалификационные требования к профессиональным знаниям муниципальных служащих (претендентам на должности муниципальной службы) такие, как знание Конституции Российской Федерации, Устава Свердловской области, устава соответствующего муниципального образования, а также федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Свердловской области и др.
Кроме этого, на уровне областного закона были определены навыки, в том числе профессиональные, которыми должны обладать муниципальные служащие: навыки организации и планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений, владения информационными технологиями, пользования офисной техникой и программным обеспечением и др. Эти новые подходы дополнили уже ранее существовавшие требования к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы и (или) государственной службы либо стажу работы по специальности.
Нормативная свобода в определении требуемых качеств от претендентов на муниципальную службу, предоставленная органам местного самоуправления, является, несомненно, важной демократической нормой, позволяющей наиболее полно учитывать на местном уровне специфику многонациональной и многоукладной России.
А. С. Долганов, В. А. Чупина Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1337