Особым направлением регионального развития в условиях Республики Казахстан является политика предотвращения обнищания населения и сдерживание процесса имущественного расслоения на «богатые» и «бедные» регионы. Сейчас, в послекризисный период, увеличивается дифференциация регионов по уровню жизни. Существенно различается покупательная способность номинальных денежных доходов с учетом региональной дифференциации прожиточного минимума. Выше среднереспубликанского значения покупательная способность номинальных денежных доходов с учетом региональной дифференциации прожиточного минимума. Углубление различий между регионами осложняет проведение казахстанских реформ и чревато опасностями социально-экономических конфликтов.
Достаточно ярки региональные контрасты в уровнях развития производства и социальных стандартах жизни населения страны. Особенно выражены диспропорции между столичным регионом, бурно развивающимися областями запада Казахстана и сельскохозяйственными на юге и севере, между городом и селом. Поэтому Казахстан не является исключением в стремлении улучшить жизненный уровень в отставших регионах, ликвидировать региональные диспропорции социально-экономического развития.
Государственная политика регулирования регионального развития с момента приобретения Казахстаном независимости всегда была направлена на достижение провозглашаемых национальных целей: максимальной занятости населения, улучшения качества жизни, справедливого распределения доходов, стабильного экономического роста.
Уровень жизни населения - одна из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни населения понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, фактический уровень их потребления и степень удовлетворения рациональных (разумных) потребностей в этих благах и услугах.
Согласно определению ООН, «концепция уровня жизни» включает в себя следующие понятия: здоровье; потребление продуктов питания; занятость и условия труда; жилищные условия; одежда; отдых; права человека.
Для оценки уровня жизни используются такие показатели, как: средняя оплата труда работников; покупательная способность населения на основе средней заработной платы и пенсии; прожиточный минимум; потребление продуктов питания в домашних хозяйствах; денежные доходы и расходы; структура потребительских расходов и другие.
Так же выделяют четыре градации уровня жизни: достаток - потребление благ, позволяющее обеспечить всестороннее развитие человека; нормальный уровень жизни - рациональное потребление, которое обеспечивает человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил; бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности; нищета - минимальное потребление, позволяющее поддерживать лишь жизнеспособность человека.
Индикаторами уровня жизни являются: реальные доходы на душу населения, реальная заработная плата, поступления доходов от вторичной занятости, от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивидендов (по акциям и облигациям), процентов по вкладам населения, пенсий, пособий, стипендий. С помощью этих индикаторов изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.
Причинами межрегиональных различий в уровне жизни населения является усиление отраслевой, профессиональной, и социальной дифференциации.
Рассматривая индикаторы уровня жизни населения Республики Казахстан можно отметить, что доля населения с доходами ниже прожиточного минимума на селе больше, чем в городе. Так, в докризисный период (2005-2008 гг.) в сельской местности в среднем она составляла 45,6%, а в городе - 20,2%. В после кризисный период (2010-2011 гг.) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума на селе составила 10,1%, а в городе - 3,7%.
Доходы - это сумма всех денежных поступлений, заработанных населением в течение определенного периода времени.
Реальные доходы - это доходы, выражаемые количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены на конечные доходы. Как и реальная заработная плата, они находятся в обратной зависимости от уровня цен на потребительские товары и услуги.
В Республике Казахстан темп роста прожиточного минимума постоянно ниже темпа роста индекса потребительских цен и цен на продовольственные товары.
Доходы домохозяйств в среднем на душу населения на селе намного ниже, по сравнению с городом. В 2005-2008 гг. в городе дифференциация доходов составляла от 11 504 тенге до 25 008 тенге, а в 2010 г. - 35 529 тенге. В то время как на селе с 2005 по 2009 г. такая дифференциация составляла от 7 599 тенге до 17 136 тенге. После кризиса в 2010 г. доходы домохозяйств в среднем на душу населения на селе составили 20 985 тенге.
Неравенство в доходах - явление столь же неизбежное, сколь и необходимое для нормального развития общества. Причины такого неравенства это: индивидуальные различия между людьми, разные условия (унаследованное благосостояние, доходы родителей, возможности в получение благосостояния и т. п.), влияние случайных обстоятельств.
Согласно исследованиям уровня жизни населения в Казахстане в 2010 г. население страны имело среднемесячные доходы в расчете на одного члена семьи: бедные - 20,5%; низкообеспеченные - 36%; ниже среднего класса - 33,2%; средний класс - 9%; высший слой среднего класса - 1,5%.
Если рассмотреть структуру денежных доходов домохозяйств с 2008 по 2011 г., то видно, что доля дохода от работы по найму в докризисный период в среднем составляла 70,9%, а в после кризисный период - 71,3%. Доля дохода от самостоятельной деятельности в после кризисный период снизилась до 9,6%, когда до кризиса составляла 11,3%. Доля дохода от собственности до кризиса составляла 0,7%, после кризиса - 0,5%.
Чрезмерное неравенство в доходах провоцирует множество проблем, связанных с бедностью. Глубина бедности в 2005 г. в целом по республике составляла 7,5%. В последующие годы показатель глубины бедности улучшился и составил - 1,1%.
Анализ показателей бедности показывает, что в период с 2005 по 2010 г. бедность стремительно сокращалась. Так до кризиса особо остро бедность проявлялась в Атырауской области. Она составила 5,4% а после кризиса составила 0,3%.
К среднему уровню бедности до кризиса относились Кызылординская и Актюбинская области: 3,2 и 1,7% соответственно. После кризиса уровень бедности в этих регионах составил 0,2%.
Низкий уровень бедности показывает город Алматы: до кризиса процент бедности составлял 0,3%, после кризиса 0,1%.
К особенностям современной бедности относят также то, что она концентрируется среди сельского населения и все больше охватывает население с недостаточным уровнем образования.
Для преодоления бедности необходима последовательная государственная политика: повышение заработной платы в государственном секторе; повышение пенсий; позитивное воздействие на доходы посредством установления государственных стандартов: бюджета прожиточного минимума, минимальной заработной платы, единой тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда для бюджетников.
Для получения информации, позволяющей достаточно достоверно производить оценку материального благосостояния населения и получать характеристики бедности и неравенства в региональном разрезе, было принято решение проводить один годовой и четыре квартальных опроса, которые будут охватывать полный календарный год по одной выборке домашних хозяйств, которая в следующем году будет подвергаться частичной (25%) ротации.
Государству нужно значительно больше внимания уделять подъему территорий с низким уровнем валового регионального продукта на душу населения. К ним относятся, главным образом, трудоизбыточные и депрессивные области: Кызылординская, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Алматинская, Южно-Казахстанская, Жамбылская, - их можно поддержать путем более активного развития предприятий малого бизнеса, выдачи людям микрокредитов, в первую очередь на селе.
Т. С. Ананьева Рудненский индустриальный институт (Рудный)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1680