Существует множество путей конкуренции и стратегий предприятия: производственная, товарная, ценовая и т. п. Но в основе любой стратегии лежат конкурентные преимущества. Конкурентное преимущество (КП) - это положение предприятия на рынке, позволяющее ему преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей. На рис. 1 представлены основные пути определения конкурентных преимуществ.
При выработке стратегии конкуренции необходимо, с одной стороны, иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его позиции на рынке, а с другой стороны, понимать структуру национальной экономики в целом и структуру отрасли, в которой работает предприятие. Для определения оценок сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз разработана модель SWOT-анализа. SWOT-анализ - метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. С использованием модели можно определить:
продукцию или результат - уникальность, востребованность на рынке, цену, качество;
технологию производства продукта или другого результата и оборудование, себестоимость, возможности проведения новых исследований и разработок;
бизнес-процессы производства и реализации продукции или результата;
профессиональные кадры, командный дух, корпоративную культуру, зарплаты и возможности мотивации;
возможности для рекламы и продвижения продукции или результата;
послепродажное обслуживание или получение ответной реакции на продукцию или результат;
ресурсы предприятия или проекта - финансовые возможности, доступ к сырью и материалам, к квалифицированным кадрам, время для продвижения бизнеса, создания производства и т. п.
Другим методом измерения конкурентных преимуществ предприятия является матрица BCG, которая была предложена «Бостонской консалтинговой группой», применима для оценки конкурентоспособности товаров, «стратегических единиц бизнеса» - сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей. Методика заключается в построении матрицы с использованием двух показателей. По вертикали отмечаются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе, а по горизонтали - относительная доля процента на рынке в логарифмическом масштабе. Все стратегические единицы бизнеса могут быть расположены на этой матрице в зависимости от своих характеристик и условий рынка. Наиболее конкурентоспособными являются фирмы, занимающие значительную долю на быстрорастущем рынке (т. е. «Звезды»). В идеале сбалансированный номенклатурный портфель предприятия должен включать 2-3 товара - «Коровы», 1-2 - «Звезды», несколько «Проблем» в качестве задела на будущее и небольшое число товаров - «Собак». Избыток стареющих товаров («Собак») указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия относительно хорошие. Избыток новых товаров может привести к финансовым затруднениям. Достоинством этого метода является то, что при наличии достоверной информации об объемах реализации оцениваемых предприятий этот метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
Опыт использования матрицы BCG показал, что она полезна при определении стратегических позиций предприятия, а также при распределении стратегических ресурсов на ближайшую перспективу. Однако необходимо отметить, что прежде, чем использовать для анализа матрицу BCG, важно убедиться в том, что рост объема производимой продукции может быть надежным показателем перспектив развития, а относительную позицию предприятия в конкурентной борьбе можно определить по ее доле на рынке.
Если эти условия не соблюдаются, перспективы и условия конкуренции сложнее, то придется использовать более сложные элементы анализа, например модели McKinsey, Shell и А. Литтла. Модель McKinsey описывает привлекательность рынка и конкурентоспособность предприятия с помощью матрицы 3 х 3. Вместо единственного показателя привлекательности рынка - темпов его роста используются и другие, специфические для конкретной отрасли характеристики. Проводящий анализ менеджер выбирает из приведенного списка наиболее подходящие, определяет степень их важности, рассматривает их влияние на деятельность предприятия и выводит суммарную оценку. Аналогично поступают и с показателем конкурентоспособности. Применение такой матрицы помогает менеджеру наилучшим образом реализовать возможности его компании в текущей рыночной ситуации. Предполагается, что фирма должна осуществлять инвестиции и стремиться к росту в тех сферах бизнеса, где она имеет сильные позиции, а рынок создает для нее наиболее привлекательные возможности.
Привлекательность отрасли Высокая Средняя Низкая
Используемые параметры:
Конкурентная позиция бизнеса Привлекательность отрасли
Доля рынка Распределение Размеры рынка Прибыльность
Темпы роста Технологии Темпы роста Сложность технологий
Относительная Навыки Интенсивность Степень
доля рынка маркетинга конкуренции государственного
регулирования
Покупательская
лояльность
Маржа прибыли Патенты Уровень цен
Рис. 2. Комбинированная портфельная модель
Портфельные модели отражают фундаментальное положение стратегии о том, что компании целесообразно осуществлять инвестиции в те привлекательные рынки, на которых она наиболее конкурентоспособна.
В результате анализа, рассмотренные методы показали, что существует недостаток матрицы BCG, который состоит в том, что, сводя исследование к анализу лишь двух переменных, она чрезмерно упрощает проблему, что ограничивает ее применение только теми ситуациями, когда особое значение имеют факторы темпов роста рынка и принадлежащей компании его доли. Комбинированные портфельные модели, включающие в себя значительное число переменных, более реалистичны и имеют более широкое применение.
Э. Е. Хайбуллина, С. Ф. Молодецкая Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 9. Направления: 17. Математические и инструментальные методы экономики 18. Механические системы. Аналитическая химия, физика 21. Проблемы региональной и муниципальной экономики, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3825