Многие компании по мере роста проходят период, когда масштабы бизнеса и охват сегментов становятся настолько большими, что возникает необходимость в переходе к управлению диверсифицированным портфелем и модели стратегического холдинга. В связи с этим необходимо провести процесс реструктуризации бизнеса. Основная задача реструктуризации - создание бизнес-системы, которая, с одной стороны, будет отвечать долгосрочным задачам собственников, а с другой - развиваться в соответ
ствии с требованиями окружающей среды. Системный подход позволяет проводить анализ всех совокупных факторов процесса и выявить их влияние в целом и отдельных параметров на степень достижения поставленной цели. Суть реструктуризации заключается в том, чтобы правильно выделить и развить конкурентное преимущество компании, т. е. ее способность производить продукт или услугу лучше других и удерживать свою рыночную позицию. Конкурентное преимущество необходимо развивать как во внешнем окружении компании (на рынке), так и внутри нее.
Причинами рестуктуризации бизнеса может служить быстрый рост компании, повышение прозрачности бизнеса и увеличение контроля над ним и, как следствие, создание отдельных структурных единиц бизнеса.
Выделение бизнес-единицы происходит, если имеется рынок поставок и сбыта. Здесь следует обратить внимание на критерии выделения бизнес-единиц. Это - дифференциация товара, степень конкурентности на рынке поставщиков, степень конкурентности на рынке клиентов.
Приведем пример: у вас холдинг в регионе, который предлагает комплексные решения систем для промышленной и коммунальной теплоэнергетики. Вы решили выделить производственную бизнес-единицу, деятельность которой основана на проектировании, изготовлении и поставке теплоэнергетического оборудования. Других поставщиков теплоэнергетического оборудования для предприятия в регионе нет, а также нет у производственной бизнес-единицы других потребителей. Соответственно, предприятие не добьется лучших условий от поставщиков ввиду отсутствия конкуренции, а производственная бизнес-единица не получит базы для роста стоимости, поскольку завязана на единственном клиенте.
Таким образом, бизнес-единицы - это подразделения компании, руководители которых имеют контроль над собственными ресурсами и право распоряжаться этими ресурсами в заранее оговоренных пределах. Бизнес-единица представляет собой производственную систему, на которую влияет внешняя среда, которая характеризуется макро- и микросредой, внутренняя среда, а также потенциал бизнес-единицы (см. рисунок).
потенциал
бизнес-единицы
состояние внешней среды
Рис. 1. Результат функционирования бизнес-единиц
Факторы, которые влияют на результат функционирования бизнес- единицы, в системе должны находиться во взаимосвязи. Анализ факторов внешней и внутренней среды следует проводить на экспертной основе. Определим факторы, которые могут влиять на результат функционирования бизнес-единиц и составим схему взаимосвязи (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь параметров внешней, внутренней среды и результатов функционирования бизнес-единиц:
Факторы внешней среды: Вс.э. - социально-экономическое положение в стране;
Вн.т. - научно-технический уровень развития; Вдо. - демографическая обстановка;
Внк. - состояние нравственности и культуры; Вр.е. - законы, правила, нормы, регулирующие бизнес; Вр.т. - состояние рынка товаров и услуг (платежеспособного спроса);
Вк.с. - состояние конкурентной среды; Втр. - состояние рынка трудовых ресурсов;
Вр.ф. - состояние рынка финансов; Вр.с. - состояние рынка сырья.
Факторы внутренней среды: Пп - потребительские свойства товара (услуги);
Пт - технологические возможности; Пк - кадровый потенциал;
Пу - управленческий потенциал; Пф - финансовый потенциал
Под воздействием внешних и внутренних факторов возникают «помехи» ведения производственно-хозяйственной деятельности. Для их устранения следует решить задачи: снижение рисков (опасностей, угроз); повышение эффективности их текущей производственно-хозяйственной деятельности; обеспечение эффективности развития на перспективу.
Анализ перечисленных факторов позволяет оценить привлекательность бизнес-единицы для компании с точки зрения возможности извлечения из нее максимальной стоимости.
Таким образом, инструментом для анализа деятельности компании, определения доли участия ее бизнес-единиц в общем капитале, разработки стратегии дальнейшего развития предприятия путем управления составляющими его компонентами с целью повышения стоимости бизнеса, является системный подход.
Д. Попова, С. Ф. Молодецкая
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2751