Искусство управления группой людей на достижение поставленной цели особенно востребовано в наше время. Продуктивной работе коллектива необходим благоприятный морально-психологический климат, создание которого требует усилий как от рядовых сотрудников так и, конечно, от руководителя.
Зависимость эффективности труда от эффективности отношений между работниками в группах очевидна, в связи с этим руководителю необходимо уделять внимание межличностному аспекту в работе группы.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что для успешного управления группой менеджеру необходимо правильно направить и организовать коллектив, с которым он работает, уловить все тонкости отношений между своими подчиненными. Умение организовать группу на определённый вид деятельности - залог успешного ведения бизнеса.
Социальная группа - важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность - эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.
Рабочие группы отличаются от любого другого собрания людей наличием постоянной структуры, определяемой поведением их членов, дающая возможность предсказывать поведение отдельных работников и группы в целом.
Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.
Большинство видов деятельности группы требует многообразия знаний и умений. Имея представления об этих требованиях, было бы разумно создавать разнообразные группы, составленные из непохожих личностей, с разными психологическими характеристиками, опытом работы, навыками и профессиональной подготовкой.
Вероятность наличия необходимого спектра индивидуально-психологических характеристик членов группы, влияющих на эффективность работы, напрямую зависит от разнообразности и размера группы.
Группа в большей степени подвержена конфликтам и менее производительна, когда она либо однородна по составу и уровень умений и знаний ее членов примерно одинаков, либо когда имеет критический численный состав.
Автором исследованы межличностные отношения неформальной группы, характеризующейся высокой сплоченностью, работоспособностью, устойчиво-положительным микроклиматом, с целью изучения особенностей (механизмов) взаимодействия, распределения групповых ролей, диагностики мотивационных ориентаций общения, уровня конфликтности личностей, проявления лидерских качеств, с возможностью последующей трансляции результатов на управление трудовым коллективом.
По итогам проведенного исследования выявлено следующее.
Высокая степень сплоченности группы за счет психологической совместимости, достигнутой идеальным распределением ролей, свойственных каждому члену группы, взаимно дополняющих друг друга.
Коммуникативный контроль: 60% членов группы - средний, по 20% - низкий и высокий. Это означает максимально искреннее отношение участников, не проявляющих сильных эмоций, затрагивания чувств другого, способствуя благоприятному климату в группе.
Ориентация: 60% - на адекватность восприятия и понимание партнера; 20% - на принятие партнера; 20% - на достижение компромиссов. Это означает, что группе важнее, чтобы среди участников существовало взаимопонимание.
Конфликтность: 60% - средняя степень, легко избегают критических ситуаций, сглаживают конфликты и не отстаивают свою точку зрения; 20% - в большей степени конфликтны, отстаивают свое мнение, невзирая на отношения; оставшиеся 20% - высокая степень конфликтности, ищут повод для споров и навязывают свое мнение другим.
Все члены группы имеют низкую степень выраженности лидерства. Это свидетельствует о том, что группа обладает организаторскими способностями, может быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи первостепенной важности и достаточно точно рассчитывать сроки их решения.
Взаимодействие в группе: 30% стараются брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью, это помогает им проявить свои качества для развития и взаимодействия группы; 20% чувствуют себя хорошо среди людей и склонны к поиску новых знакомств, эти люди будут способствовать расширению состава группы; 20% имеют сильную потребность быть принятыми остальными и принадлежать к ним. Они будут способствовать сближению членов группы; 20% людей склонны колебаться при принятии решений, что может привести к конфликтам в случае неправильного решения; 10% требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения. Так как остальные 90% к этому не стремятся, это может вызвать недопонимание в группе.
В целом группа характеризуется как сплоченная, с установившимся положительным морально-психологическим климатом, идеальной совместимостью командных ролей, высоким уровнем эффективного функционирования при выполнении одноименной роли. При общении члены группы склонны к постоянному контролю и ориентированы на адекватность восприятия и понимания партнера, что предрасполагает взаимодействие, нацеленное на достижение общих целей с максимальной удовлетворенностью от межличностного общения.
Выявленная групповая склонность к конфликтам, отсутствие ярко выраженного лидера позволяет установить демократический стиль общения, в том числе при принятии групповых решений, где максимально учитывается мнение каждого, и отсутствует лоббирование достижения личных (индивидуально выгодных) результатов, устанавливая близкие эмоциональные отношения.
На основании полученных выводов составлены рекомендации по формированию рабочих групп трудовых коллективов: поддерживать стабильный состав группы; согласовывать с группой задание; содействовать совместному досугу участников; повысить статус группы и сложность приобретения членства в ней; стимулировать соревнование с другими группами; поощрять не отдельных участников, а группу в целом.
Для формирования положительного взаимодействия членов группы, снижения уровня агрессивности и профилактики возможных конфликтных ситуаций в изучаемом коллективе необходимо провести тренинги: на сплочение и развитие навыков продуктивного и позитивного общения; для выявления лидерских качеств, чтобы в данной неформальной группе присутствовал хотя бы один лидер для успешной и продуктивной деятельности команды; направленные на формирование умений по отстаиванию своей точки зрения, при этом уважая точку зрения другого оппонента; коммуникативных умений и общения, целью которых являться развитие навыков, необходимых для продуктивного общения.
Направленность сложившихся межличностных отношений в рабочем коллективе, напрямую зависящих от психологической совместимости ее членов, оказывает прямое воздействие на показатели эффективности работы организации, в первую очередь на производительность труда. Если в коллективе царит благоприятная обстановка, люди не тратят такой важный ресурс как время, для решения межличностных конфликтов и преодоление коммуникативных барьеров, следовательно, капитальные вложения в развитие технической и материальной базы предприятия «работают» с максимальной отдачей, так как вне зависимости от степени оснащенности производства/организации их использованием осуществляют исполнители, объединенные в первичные коллективы (группы).
И. В. Шульганова
Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса (Каменск-Уральский)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1897