Д. Гоулман утверждал: «Эмоциональный интеллект - это другой путь быть умным». В последнее время специалисты все чаще говорят об эмоциональной сфере как о главном факторе карьеры менеджера.
Впервые термин «эмоциональный интеллект» ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он в 1995 г. Он же ввел в понятие эмоционального коэффициента EQ в противовес классическому уровню интеллекта IQ.
Через 10 лет Д. Гоулман озвучил и стал популяризировать идею о развитии EQ как о способности осознавать свои эмоции и эмоции других контролировать их всплески, чтобы мотивировать себя и других, хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другим, умение принимать правильные решения, оставаясь в спокойствии и оптимистично оценивать сложную ситуацию .
Специалисты разработали модель эмоционального интеллекта как совокупность четырех навыков.
Точность оценки и выражения эмоций. Эмоции являются сигналом о важных событиях, которые происходят в нашем мире. Важно точно понимать как свои эмоции, так и эмоции других людей. Навык включает в себя и способность точно выражать свои эмоции и потребности.
Использование эмоций в мыслительной деятельности. Эта способность помогает понять, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.
Понимание эмоций - отражает умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся отношений.
Управление эмоциями относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.
Овладевая этими четырьмя навыками, менеджер повышает уровень развития эмоционального интеллекта (EQ) .
Специалисты выделяют три уровня развития EQ:
подавленность своими эмоциями: низкая самооценка, вина и депрессия показывают на низкий эмоциональный интеллект. Человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств;
управление эмоциями: человек понимает часть своих скрытых мотивов и учится управлять своим состоянием, временем, мотивировать себя. Такой подход позволяет эффективно взаимодействовать с внешним миром, достигать некоторых целей и добиваться некоторых успехов;
наблюдение за эмоциями: человек перестает быть рабом своих эмоций (но продолжает их испытывать). Здесь больше нет скрытых мотивов, зато есть четкое понимание себя и своих намерений .
Это довольно размытая шкала, но она дает общее представление об уровнях развития эмоционального интеллекта.
EQ важен для менеджера не менее, чем IQ. Не зря сегодня на Западе существует поговорка: «IQ дает работу, а EQ - карьеру».
По сути, две разновидности интеллекта - это айсберг, единой целое, но IQ порой заметнее, чем EQ, находящийся под толщей условностей, сомнений, разночтений терминов (см. рисунок).
EQ
Упр авлени е и руководство
Айсберг интеллекта
Примером исследования ограничений IQ может служить исследование 450 мальчиков из Соммервиля (штат Массачусетс, СЩА). Две трети мальчиков были из благоприятных семей, у одной трети интеллект был ниже 90, однако мало повлиял на качество выполнения ими работы. Наибольшие отличия были между теми, кто в детстве хорошо справлялся с чувством неудовлетворенности, мог контролировать эмоции.
В США был проведен интересный опрос среди мультимиллионеров. Были выбраны 733 наиболее богатых и успешных человека. Их попросили оценить факторы (из 30 предложенных), которые обеспечили им успех. В числе первых названы: честность перед всеми, дисциплина, умение ладить с людьми, поддержка супруга/супруги и высокая трудоспособность. Коэффициент IQ оказался в списке на 21-м месте и был упомянут только у 20% опрошенных.
Согласно данным исследований Гарвардского университета, успешность любой деятельности лишь на 33% определяется техническими знаниями, навыками и интеллектуальными способностями (IQ), остальные 67% определяется эмоциональной компетентностью (EQ). Причем для ру- ководителей-лидеров эти цифры различаются сильнее: только 15% успеха определяется IQ, остальные 85% - EQ!
Таким образом, в борьбе за достижение высот (в том числе профессиональных) в XXI в. решающую роль играет не везение, не наличие связей, не аналитические способности (хотя все это тоже имеет место быть), а совсем другие характеристики и умения - те, которые принято называть эмоциональным интеллектом.
В России существует проблема внедрения EQ, обусловленная тем, что менталитет россиян не предполагает процесса «называния» эмоций. Существенная роль в процессе обучении EQ принадлежит образовательному процессу. Поэтому изучение эмоционального интеллекта должно входить в содержание в таких дисциплин, как «Практические навыки менеджера», «Конфликтология», Психология делового общения» и др.
Ю. Н. Шабунина, Т. А Юшкова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2479