Молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе россиян. В стоимости потребительской корзины их доля составляет 16%. При этом Россия существенно отстает от развитых стран в потреблении молока и молочных продуктов. На сегодняшний день на среднестатистического жителя нашей страны ежегодно приходится около 230 кг этой продукции, что почти в два раза ниже нормы, рекомендованных специалистами по питанию. Вместе с тем рынок демонстрирует стабильные темпы роста 4-5% в год, его общий объем достиг 40 млн т в натуральном выражении .
Рассмотрим анализ стратегии позиционирования на примере Верх- непышминского молочного завода. Это одно из крупнейших предприятий молочной индустрии Свердловской области, лидер в освоении производства кисломолочной продукции лечебно-профилактического назначения, входит в состав ООО «УГМК-Агро». Завод реализует свою продукцию под торговой маркой «Здорово!». Основные каналы сбыта: фирменные стационарные магазины, фирменные киоски, и фирменные торговые точки, стилизованные под торговой маркой «Здорово!».
Были проведены АВС- и XYZ-анализ, которые выявили наиболее и наименее рентабельные товарные единицы. Была проведена сегментация рынка и обоснована текущая и желаемая позиции товаров завода при помощи матрицы БКГ и карт позиционирования. Позиционирование тесно связано с сегментированием, и их совместное применение на практике несет более эффективный результат исследований.
В ходе отбора наиболее привлекательного сегмента выяснилось, что это женщины среднего возраста, преимущественно домохозяйки.
После того как выделили наших потенциальных клиентов, необходимо понять, что они хотят получить от нашего товара. Для этого составляется таблица по видам восприятия товара: обобщенное представление, какой критерий для сегмента основной, что ожидают увидеть в товаре, и как бы им хотелось его улучшить.
Проанализировав текущие и желаемые позиции торговой марки «Здорово!», можно сказать, что на данный момент она позиционирует себя как товар полезный для здоровья, с широким ассортиментом, качественным сервисом обслуживания в фирменных магазинах и нацеленный на низкодоходный сегмент рынка.
Основным сегментом, на который должна быть направлена рекламная политика бренда, являются женщины среднего возраста, преимущественно домохозяйки. Г лавный акцент рекламы должен быть на группы товаров «молоко», «творог» и «кисломолочные продукты».
Необходимо вкладывать средства в развитие ассортиментной линейки товара торговой марки «Здорово!», так как это одно из ее главных преимуществ. Большее внимание стоит уделить категории «сыры». Не стоит полностью исключать «сливочное масло» из производства, но и тратить средства на раскрутку данной категории товаров тоже не надо. Исходя из АВС- и XYZ-анализа оно получает сегментную прибыль. Как бы мала она ни была, терять клиентов в любом случае не выгодно.
На сегодняшний день большую роль играет престижность марки молочной продукции, которая зависит от рекламы, упаковки и внешнего вида товара. Покупатели предпочитают проверенный, надежный и относительно дешевый товар. В праздничные дни престижность становится преобладающей мотивацией, в будни преобладающей мотивацией покупки становится надежность, качество и стоимость.
Необходимо увеличивать объемы производства; поставлять товар не только в торговые фирмы, магазины, но и в больницы, учреждения детского и общественного питания Свердловской области (школьные и общественные столовые, кафе, рестораны), также продолжать открывать фирменные магазины, налаживать сотрудничество с торговыми сетями.
В качестве инновации заводу предлагается использовать интернет- маркетинг, чтобы повысить узнаваемость торговой марки.
Одно из актуальных мероприятий, которое можно предложить - это открытие своего фирменного розничного интернет-магазина.
В Екатеринбурге отмечается развитие онлайн-торговли. За 2011 г. объем продаж в интернет-магазинах города увеличился на 7% и составил более 30 млн р.
В 2010 г. услугами интернет-магазинов пользовались только 1015% жителей уральской столицы, а в 2011 г. - около 30%.
При этом мировые продажи через Интернет за 2011 г. выросли на 22%. Предполагается, что в текущем году аналогичный рост продемонстрирует и онлайн-торговля Екатеринбурга. Добавим, что к началу 2010 г. в Екатеринбурге работал 51 интернет-магазин, к концу 2011 г. их количество возросло до 150, а в настоящее время в городе насчитывается более 310 подобных торговых точек .
Помимо интернет-магазина популярно стало размещать рекламу и продвигать товар в Сети.
Интернет-пользователи в целом не приветствуют рекламу, однако Интернет от нее не свободен. Компания должна решить, какая форма рекламы окажется наиболее эффективной для достижения специфических целей рекламы. В качестве рекламного инструмента для Интернета наиболее широко используются небольшие рамки, содержащие текст и реже картинку. За размещение баннеров на интересующих их сайтах компании обычно платят из расчета охвата аудитории. Иногда для оплаты рекламы компании используют бартер, предлагая вместо денег возможность разместить рекламу на собственном сайте. Отклик на такую рекламу не слишком велик: пользователи щелкают менее чем по 0,5% всех рекламных баннеров. Размещая баннеры, компании должны тщательно обговорить условия оплаты, и платить только тогда, когда продажи действительно являются результатом щелчков по их рекламным объявлениям.
Многие компании устраивает всего лишь визуальный контакт с их рекламой (без щелчка по баннеру), поэтому они финансируют размещение рекламного объявления на сайтах новостей и т. п.
Спонсорство работает наилучшим образом на хорошо «прицеленных» сайтах, предлагающих информацию или услуги, связанные с данной компанией и ее клиентской базой. Спонсор платит за опубликование содержания и сообщает, что является спонсором данной страницы.
Всплывающие окна - это рекламные объявления, которые появляются между сменами страниц веб-сайтов. За просмотр рекламы на браузере пользователь получает плату. Компании образуют также альянсы и ассоциированные программы. Когда одна интернет-компания сотрудничает с другой, они «рекламируют» друг друга .
В современных условиях определение стратегии позиционирования товара сильно влияет на эффективность работы всего предприятия. Желаемая позиция товара на рынке является ядром маркетинговых решений, вокруг которого формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному потребителю .
Наиболее важным вкладом маркетинга в стратегический менеджмент является сегментирование рынка и позиционирование компании или продукции. Выделяя сегменты рынка, специалист по маркетингу стремится к приобретению конкурентных преимуществ, закрепляемых путем позиционирования продуктов компании .
Умение компании сосредоточиться на ключевых позициях своего ассортиментного набора может являться одним из существенных факторов в достижении ею конкурентного рыночного преимущества.
Г. С. Чернова, Е. В. Потапцева
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3479