Глобализация и интеграция - важнейшие процессы в развитии экономик как отдельных стран, так и всего мира на современном этапе.
Неотъемлемая часть указанных процессов - создание корпораций, объединяющих капиталы и повышающих эффективность их управления. Сегодня именно наличие крупных конкурентоспособных на международном уровне корпораций определяет степень участия страны в мировой экономике, ее интегрированность в структуру мирового хозяйства.
В современном мире грань между транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку по мере развития глобализации экономики происходит интернационализация и рынков сбыта, и производства, и собственности.
Транснациональная корпорация (ТНК) - корпорация, владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. Считается также, что транснациональной называется корпорация, международный бизнес которой является существенным, или корпорация, на зарубежную деятельность которой приходится около 25-30% общего объема, и имеющая филиалы в двух и более странах .
ТНК получают преимущества не только за счет обширной территории эксплуатации и качества управления, но и вследствие извлечения выгоды из разницы в экономическом положении стран приложения своего капитала. Имея филиалы и дочерние компании в разных странах, корпорации могут предпринимать следующие меры :
осуществлять быстрый хозяйственный маневр, сосредоточивая те или иные производства в странах с дешевым сырьем и низкими ставками заработной платы;
стремиться получать высокие прибыли в странах с низким уровнем налогообложения;
оптимизировать свои производственные и сбытовые программы применительно к специфическим условиям разных национальных рынков.
ТНК оказывают большое влияние в регионах благодаря обширным финансовым средствам, связям с общественностью, политическому лобби.
Среди положительных моментов присутствия в регионе ТНК можно отметить использование новых технологий, увеличение количества рабочих мест, суммы собираемых налогов и т. д.
Вместе с тем, если ТНК имеет головную компанию за рубежом, то могут возникнуть некоторые сложности функционирования такой корпорации, главным образом из-за негативного воздействия транснациональных корпораций на экономику принимающих стран, создавая угрозу их национальной безопасности:
возможность навязывания компаниям принимающей страны неперспективных направлений в международной системе разделения труда, опасность превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий;
захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных сегментов промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающей страны, оттеснение национального бизнеса;
возрастание рисков в развитии инвестиционного и производственного процессов;
сокращение доходов госбюджета из-за использования ТНК внутренних (трансфертных) цен. Многие ТНК объявляют свои прибыли в странах с низким уровнем налогообложения. Дело в том, что транснациональные корпорации могут легко перемещать свои капиталы между странами, покидая страну, испытывающую экономические трудности, и уходя в более благополучные. Естественно, что в этих условиях ситуация в той стране, из которой ТНК резко уводят свои капиталы, становится еще тяжелее, поскольку дезинвестиции (массовое изъятия капитала) ведут к безработице и прочим негативным явлениям.
Примером негативной «адаптации» иностранного капитала на рынке Центральной и Восточной Европы стало поглощение иностранными корпорациями восточноевропейских массмедиа. Так, в Чехии сначала лидерство в печатной индустрии захватили швейцарский Rinscher и французский Ersan, однако затем всё большую роль стали играть немецкие издательские концерны, постепенно вытеснившие своих конкурентов. Роль гегемона в чешской и польской прессе захватил Axel Springer: в 1997 г. под его контролем находилось 60% тиража чешских газет. В Польше происходил тот же процесс: и здесь лидерами стали немецкие компании (Kirch, Bertelsman и т. д.). К 1993 г. они приступили к закупке электронных СМИ. По данным 1994 г., немецкие инвестиции в этот сектор СМИ в Польше, Венгрии и Чехии составили 18 млрд марок, половина из которых приходилась на телевидение. Таким образом, большая часть прессы и электронных СМИ оказались под контролем крупнейших западных медиахолдингов - а это уже в определенном смысле означает потерю национального суверенитета в данной сфере.
Таким образом, платой за быструю интеграцию в европейские структуры и глобализированную мировую экономику путём привлечения иностранных корпораций выступает эрозия национального суверенитета и утрата рычагов контроля за механизмами социально-экономического развития соответствующих территорий.
В политике по отношению к ТНК принимающие развивающиеся страны сочетают ограничительные и стимулирующие меры, ищут и, как правило, находят паритет между своими целями и интересами ТНК.
Опыт показывает, что иностранные ТНК практически всегда имеют возможность уклониться от контроля государства. Так что деятельность ТНК, будучи своего рода опорой и даже локомотивом развития национальных экономик, при этом в весьма слабой степени контролируется государствами. Отсюда необходимость трансформировать механизмы государственного регулирования и вписать их в принципиально новую систему регулирующих и властных отношений глобального масштаба .
Для того чтобы избежать негативных последствий деятельности ТНК, автор считает, что необходимо развивать региональные корпорации, имеющие головную компанию в России. Благоприятным фактором для этого служит вступление России в ВТО, поскольку, исходя из опыта Китая и Вьетнама, рынок, возможно, будет расти в течение нескольких лет после присоединения, тем более, что российский рынок среди аналитиков считается одним из самых «дешевых» (с P/E около 5) .
А. В. Целищева
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 28892