На сегодняшний день участники рынка молочных товаров в целом прошли через этап формирования производственной базы и перешли к этапу выстраивания и совершенствования сбытовых механизмов, включая создание сильного узнаваемого бренда как текущего ключевого фактора формирования стоимости компании. На данный момент в России работает около 2 тыс. производителей молочной продукции. Однако 3% крупных предприятий охватывают более 50% молочного рынка России: это три мировых гиганта «Вимм-Билль-Данн», Unimilk и Danone. Одним из ключевых элементов корпоративной стратегии развития крупных компаний является скупка региональных производителей молока.
В настоящее время потребление молока и молочных продуктов растет умеренными темпами. По результатам исследования, проведенного агентством DISCOVERY Research Group, потребление молока на душу населения в 2009 г. составило 310 кг, а в 2010 г. - до 330 кг на человека при рациональной норме 392 кг. Общее потребление упакованных молочных продуктов в Российской Федерации в 2010 г. составило 11,2 млрд л.
Основной оборот в группе молочных продуктов по-прежнему определяют традиционные продукты: молоко, сыр, сметана и др. Рынок растет в сегменте короткоживущей молочной продукции, особенно хорошие показатели фиксируются в десертной и питьевой группах. Набирает обороты сегмент инновационных продуктов, которые на фоне стагнации традиционного сегмента обеспечивают стабильный рост всей категории.
По мнению экспертов Российского союза предприятий молочной отрасли, новое предприятие практически не может выйти на рынок, поскольку несмотря на относительно высокую рентабельность данного бизнеса, начинать его с нуля слишком затратно. Обострение конкуренции и растущее давление ритейлеров вызывает смену стратегических приоритетов развития участников рынка, особенно у российских компаний. Основными задачами действующих предприятий в последние годы стало создание и развитие собственных торговых марок, расширения географии сбыта и продвижение товара в розничных торговых сетях.
По мнению экспертов компании CVS Consulting, несмотря на все сложности, в последнее время на молочном рынке наметились благоприятные тенденции: активизация небольших молочных предприятий и усиление конкурентной борьбы на внутреннем рынке, а также увеличение спроса и изменение стиля потребления молока в крупных городах. Сохранение данной тенденции позволит в течение ближайших 5-6 лет увеличить рынок молочной продукции на 40%.
По оценкам экспертов Российского союза предприятий молочной отрасли, российский молочный рынок имеет еще очень большой потенциал для отечественных производителей, профилирующихся как на стерилизованном, так и пастеризованном молоке.
За последние пять лет для различных видов молочных продуктов характерны значительные колебания. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. объемы производства жидкого обработанного молока и цельномолочной продукции выросли на 11,4 и 8,7% соответственно. Продолжали расти объемы производства сыров и творога на 5,5% по сравнению с 2009 г., увеличилась выработка жидких и пастообразных молочных продуктов для детей раннего возраста, что свидетельствует об увеличении спроса на продукцию. Некоторые виды молочной продукции характеризует снижение производства: масло сливочное и сгущенные молочные консервы.
Тенденции распределения объема производства по федеральным округам в 2010 г. представлены ниже, %:
Центральный 33
Приволжский 21
Сибирский 13
Северо-Западный 11
Уральский 9
Южный 8
Дальневосточный 3
Северо-Кавказский 2
Самые крупные федеральные округа - производители молока и молочной продукции - Центральный и Приволжский, на их долю приходится около 54% общего объема производства.
В течение нескольких последних лет ресурсы сливочного масла и сыра в стране формируются в значительной степени за счет импорта. Так, в январе - марте 2011 г. импорт сливочного масла к его внутреннему производству составил 66%, а сыра - 85%. Учитывая высокую долю импорта, ценовая ситуация на российском рынке данных продуктов продолжает в значительной степени находиться под влиянием импортных цен.
Импортеры сливочного масла: Новая Зеландия (29,0%) Польша (13,4%), Финляндия (10,3%).
Импортеры сыра: Германия (21%) Литва (11%).
Объемы экспорта молочной продукции остаются незначительными. Их удельный вес в ресурсах молока и молокопродуктов в настоящее время не превышает 2%.
Поставки молочной продукции на экспорт осуществляются в основном в страны СНГ (Казахстан, Украину, Беларусь).
Спрос на рынке характеризуется следующими тенденциями.
Российский молочный рынок неоднороден, эксперты склонны разделять его на два полюса - московский и региональный рынки. Это объясняется различной покупательной способностью населения и, как следствие, различием предпочтений.
На московском рынке господствуют импортные технологии производства и упаковки, а так же присутствует более богатый и разнообразный ассортимент молочной продукции.
Региональный покупатель выбирает привычные формы пастеризованного молока местных производителей, а также предпочитает кисломолочную продукцию йогуртно-десертной группе молочных продуктов, так популярных в столице.
Среди опрошенных 71% убеждены, что покупают молоко без содержания сухого молока. При этом почти вся молочная продукция, представленная сегодня на рынке, по технологическим требованиям изготавливается с добавлением сухого молока.
В Москве 54% респондентов предпочитают покупать стерилизованное молоко с длительными сроками хранения. Лишь 26% респондентов знают, что главное отличие пастеризованного молока от стерилизованного заключается в температуре обработки; 17% респондентов уверены, что отличие состоит в натуральности, 8% - качестве, 11% потребителей не видят отличий, а 21% затруднились ответить.
Таким образом, пассивность производителей привела к тому, что покупатель слабо ориентируется в существующем предложении молочной продукции. По мнению экспертов, сейчас существует острая необходимость в планомерной работе с потребителем, направленной на увеличение потребительского спроса на молоко и молочную продукцию и информирование потребителя о свойствах молока.
Для определения потребительских предпочтений автором при помощи социальных сетей был проведен опрос 55 респондентов, который включал в себя следующие пункты:
Какое место молочным продуктам вы отводите в своем питании?
Какие молочные продукты наиболее популярны в рационе?
Как часто покупаете молочные продукты?
Какую сумму денег тратите на молочные продукты еженедельно?
Продукция какого производителя наиболее предпочтительна?
Что является причиной выбора того или иного производителя?
По итогам опроса были сделаны следующие выводы:
осознают значимость молочных продуктов 70% респондентов, при этом 55% употребляют их в пищу ежедневно;
популярные продукты: молоко - 40%, сыр - 30%, йогурт - 20%;
частота покупок молочных продуктов: еженедельно - 60% опрошенных; 2-3 раза в неделю - 10%; раз в две недели - 20%; реже, чем раз в две недели - 10%;
основная группа опрошенных тратит на молочные продукты в неделю 150 р. и менее.
Е. Э. Степанова, В. В. Тарасова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2056