СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Брендинг в сфере высшего профессионального образования

В последнее время все большее количество образовательных учреждений приходит к практике брендинга в своей деятельности. Прежде всего, это связано с ужесточением конкуренции на рынке образовательных услуг и рынке труда. Образование является продуктом, востребованность которого в современном мире сложно переоценить. Многие современные развитые страны уже стали именовать себя «информационным обществом», в котором образование занимает одну из ведущих позиций. К созданию такого общества сейчас движется и Россия. И образовательные учреждения как основной поставщик этого продукта вынуждены перестраиваться, чтобы идти в ногу со временем. Вузы и школы в своей деятельности стали активно использовать маркетинговые инструменты продвижения, такие как реклама, связи с общественностью и др. Теперь очередь за брендингом. Многие старейшие вузы уже обладают выраженным брендом, создаваемым годами с помощью поддержания высокого качества предоставляемых услуг, однако много на рынке и новичков, для которых создание бренда является ключевым фактором поддержания конкурентоспособности.

Если ранее считалось, что образование является специфическим социальным институтом, «внеэкономической сферой», где достигаются эффекты совершенно особого рода - социальные, то сейчас давление на систему образования со стороны рынка и властных структур приводит к тому, что на образовательные учреждения всё более распространяются те же правила игры, которые существуют для коммерческих предприятий .

Формирование цивилизованного рынка образовательных услуг в России затянулось, поскольку лишь в 2003 г. международное сообщество признало, что Россия - страна с рыночной экономикой. В начале 1990-х гг. Российский союз ректоров выступил против ускоренного и широкомасштабного экспериментирования по распространению рыночных механизмов в российском образовании, поскольку рынок образования, понимаемый как абсолютно свободная игра частных интересов - вещь недопустимая .

Необходимо учитывать, что основная услуга, предоставляемая вузами - образовательная, довольно специфична по своей сути. Помимо традиционных для любых услуг особенностей (неосязаемость, неотделимость от производителя услуги, непостоянство качества, несохраняе- мость и пр.) образовательная услуга выделяется тем, что принадлежит к категории общественных товаров .

Существует два основных подхода к определению образовательной услуги с точки зрения роли в обществе. Во-первых, образовательная услуга есть общественное благо. Во-вторых, образовательная услуга есть частное благо.

Первой точки зрения придерживается большинство ученых, а второй - представители школ бизнеса и «предпринимательских университетов», такие как Г. Н. Константинов и С. Р. Филонович , для которых очевидно, что университет должен сам выискивать средства финансирования посредством конкурентных образовательных программ и новых подходов к обучению своих студентов. Для подобных университетов создание собственного бренда очевидно. Однако большая часть российских классических университетов, которые до сих пор придерживались того, что образование - это общественное благо, следовательно, в основном ожидали финансовой поддержки государства, не думая о других способах финансирования, до прихода в сферу образования рыночных механизмов и, соответственно, не задумывались о создании бренда.

Однако, несмотря на споры ученых о принадлежности образовательной услуги к той или иной категории товаров, на деле большинство вузов уже столкнулись с сильнейшей конкуренцией со стороны как государственных, так и негосудаственных вузов. Одним из способов поддержания конкурентоспособности вуза является целенаправленная работа по созданию или приданию необходимого облика уже существующему бренду вуза. И хотя сейчас во многих вузах существуют отделы маркетинга, которые занимаются необходимыми исследованиями на рынке образовательных услуг, ценообразованием в соответствии с его тенденциями, реализуют соответствующий для образовательного учреждения такого уровня комплекс продвижения, многие из них недооценивают значение бренда, который зачастую уже сформирован в процессе длительной работы учреждения на рынке. К сожалению, до сих пор даже многие коммерческие российские компании недооценивают значение своего бренда как одного из факторов конкурентоспособности и довольно серьезного нематериального актива компании, способного увеличить ее рыночную стоимость в разы . Что же говорить о вузах?

Бренд образовательного учреждения - это не только его торговая марка, состоящая из названия, графического изображения (логотипа) и звуковых символов образовательной организации или ее продуктов и образовательных услуг. Понятие «бренд» более широкое, поскольку в него еще дополнительно входят: сам продукт (или образовательная услуга) со всеми его характеристиками; набор характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых потребителем образовательных услуг и приписываемых им образовательной услуге (имидж образовательной услуги); информация о потребителе образовательных услуг; обещания каких-либо преимуществ, данные автором потребителям образовательных услуг (продуктов), то есть тот смысл, которые вкладывают в него сами создатели.

Такое определение бренда образовательного учреждения используют Н. А. Пашкус, В. Ю. Пашкус, Л. В. Чебыкина и М. П. Соловейкина , И. В. Грошев и В. М. Юрьев , В. В. Балабанова .

Создание бренда - искусство, основанное на глубоком знании рынка. Сегодня все больше российских руководителей вузов приходят к такому выводу. В России технология брендинга еще не получила такого широкого применения, как на Западе, но на рынке образовательных услуг (как на внутреннем, так и на международном) присутствуют сильные и конкурентоспособные бренды: МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ (Москва), СПбГУ (Санкт-Петербург) .

В мире с большим выбором образовательных услуг бренды позволяют абитуриентам найти «короткую дорогу» к «правильному выбору». Некоторые абитуриенты и их родители воспринимают широкий выбор образовательных услуг негативно, поэтому сильный имидж вуза помогает таким потребителям, делая выбор более безопасным, надежным, удобным и легким, то есть весь процесс выбора вуза становится для них более комфортным и оперативным.

Кроме того, если образовательное учреждение - бренд, то оно может быть уверено в завтрашнем дне, поскольку: стабилизируются все бизнес-потоки; минимизируются риски потоков и затраты на разработку и внедрение новых проектов; доля рынка становится устойчивой и предсказуемой; возрастают возможности привлечения внебюджетных средств.

Таким образом, понимание значения бренда в сфере образования и возможности управления его капиталом для эффективного функционирования вуза является серьезной задачей, стоящей перед руководителями высших учебных заведений в современной России.




Е. В. Серкова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Кадастровый учет недвижимости, кадастровые инженеры': 842