Сегодня в условиях научно-технического прогресса решающее значение в обеспечении конкурентоспособности фирмы играют инновации. Поэтому в настоящее время инновационный бизнес является наиболее динамичным сектором экономики. Срок принятия решений в этом бизнесе - один из самых коротких - первый, кто выходит на рынок с новой разработкой получает значительную долю рынка и прибыли.
Питер Друкер однозначно считал: «Если вы не понимаете, что такое инновация, то вы не разбираетесь в бизнесе» . Он же писал, что «инновация - это «расшатывание вчерашнего мира с тем, чтобы обрести свободу для создания завтрашнего дня» .
Инновация (англ. innovation) - нововведение, новшество. Также под инновациями понимается результат инновационного процесса, т. е. изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования и распространяющееся на рынке в виде нового продукта или процесса . Сам инновационный процесс, включает в себя научно-техническую деятельность и генерировании новых идей для последующей их реализации в виде новых технологий, продуктов и услуг, коммерциализация которых обеспечивает удовлетворение рыночного спроса в рамках единого научно-воспроизводственного цикла. Успех инновационной деятельности зависит в основном от адекватного ресурсного обеспечения. Речь идет прежде всего об уровне профессионализма менеджера. Управленческая деятельность менеджера, его личностные и деловые качества, оказывают решающее влияние на успешность работы организации и во многом определяют путь его развития. Соответственно, что бы грамотно управлять инновациями, менеджер должен обладать инновационной компетентностью.
Под инновационной компетентностью понимается наличие знаний, оригинальных умений и опыта, необходимых для эффективной деятельности в условиях инноваций.
На сегодняшний день инновационная компетентность фирмы является основным фактором экономического развития отрасли, страны в целом. Соответственно отсутствие компетентности в работе с инновациями может привести к «зависанию» развития компании, то есть менеджер, не обладающий данной компетентностью, не сможет быстро среагировать, адаптироваться или принять верное решение, что повлечет за собой не лучший результат для организации.
В условиях жесткой конкуренции требуется специалист, который обладал бы чертами инновационной личности, такими как открытость экспериментам, инновациям и изменениям, ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое (экономия времени, пунктуальность), уверенность и способность преодолевать препятствия, вера в регулируемость и предсказуемость (позволяющие рассчитывать действия), высокая ценность образования, обучения и т. д. Объединяя все черты инновационной личности, можно выделить основные черты инновационного менеджера, а именно способность реализовывать новые идеи, инициировать практическое осуществление данных идей, превращать их в реальный жизнеспособный рентабельный продукт; обширный кругозор и восприимчивость к новой информации, умение быстро усваивать полезный опыт и новые знания, профессиональная компетенция, а также навыки работы на разных позициях.. Благодаря качествам он может управлять инновациями, ведь управление ими - это искусство, которое сочетает в себе знание предметных областей, в которых реализуются те или иные проекты, навыки руководства высокорискованными предприятиями, а также умение собрать команду и сплотить ее вокруг общей цели.
Благодаря таким специалистам инновационная инфраструктура обеспечивает реализацию основных этапов инновационного процесса от первых идей и научно-технических разработок до создания новых продуктов (услуг, технологий), привлекательных для инвесторов, производителей и потребителей с последующим их внедрением в производство и успешным продвижением на рынок. Хорошие инновационные менеджеры - это будущее организации.
Е. В. Свиридова, Т. А Юшкова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2958