Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина - переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода - органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода - сквозное управление материальными потоками.
В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют своё прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.
Бурное развитие и интенсивное использование современных технологий управления бизнес-организациями разного профиля актуализируют необходимость освоения практического инструментария логистического сервиса. Получаемые в результате конкурентные преимущества обеспечивают не только рост дополнительной прибыли, но и повышение уровня качества оказываемых услуг, что приносит ощутимую пользу всем участникам и конечному потребителю интегрированной цепи поставок.
В реальной экономике системы логистики в рамках различных производственных объединений по объективным причинам находятся на различных стадиях, или уровнях развития. Существуют отдельные стадии, через которые функции логистики неизбежно должны пройти, прежде чем они достигнут высокого уровня развития.
Анализ ведущих промышленных компаний, позволил выявить в их рамках четыре последовательные стадии развития логистических систем по состоянию на конец 80-х - начало 90-х гг.
В ходе исследования проведен сравнительный анализ: теоретического набора логистических услуг соответствующих четырем уровням развития логистики; предоставляемых услуг компаний с теоретических набором с целью установления уровня; выдвигаемых функциональных требований компаний к должности «Логиста» и типовой должностной инструкцией.
В проведения сравнительного анализа содержания уровней развития логистики сделан вывод что, уровни развития отличаются по количеству и качеству предоставляемых логистических услуг клиенту. Наиболее эффективным и прогрессивным для компании является четвертый уровень, так как при данном уровне развития у компании есть возможность получить наибольшее количество прибыли за счет того, что она оказывает наибольший спектр различных услуг, но требующий высоких инвестиций в развитие и наличие штата квалифицированных сотрудников.
В ходе изучения спектра предоставляемых логистических услуг и также содержание должностных инструкций «Логиста» компаний «Альбатрос Карго», Major и AsstrA по данным распространенным во всемирной сети.
Сравнив теоретическое содержание уровней логистики и фактический спектр предоставляемых услуги изучаемых логистических компаний можно сделать выводы о соответствие уровней развития:
компании «Альбатрос Карго» и Major по предоставляемым услугам находятся на первом уровне развития;
компания AsstrA находится на втором уровне развития, так как она предоставляет услуги проектной логистики и консалтинга, а данные компетенции относятся ко второму уровню развития. Следовательно, самой перспективной компанией является компания AsstrA;
ни одна их компаний не предоставляет полного спектра услуг соответствующего теоретическому уровню;
на рынке логистических услуг сложился низкой уровень конкурентной борьбы, так как каждая компания нашла свою нишу;
На следующем этапе исследования авторы проанализировали соответствие содержания должностных инструкций «Логиста» исследуемых логистических компаний «Альбатрос Карго», Major, AsstrA в сравнении с типовой должностной инструкцией, приведенной в типовом справочнике.
В настоящий момент не существует стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки должностной инструкции, в связи с чем каждая организация имеет возможность самостоятельно формировать описание той или иной должности.
Проанализировав содержание должностных инструкций, указанных в разделе вакансий логиста, мы выявили, что изучаемые компании выдвигают требования к должности «Логиста» со степенью соответствия типовым функциональным обязанностям, указанным в типовой должностной инструкции: «Альбатрос Карго» - на 91,6%, Major - 33,3%, AsstrA - 8,3%. Следовательно, соискателю вакантной должности «Логиста» при подготовке к собеседованию необходимо изучить перечень типовых обязанностей, выдвигаемых организацией.
На основании проведенного исследования возможен следующий вывод: изучаемых компании находятся в стадии становления спектра предоставляемых услуг, следовательно, уписываемый рынок является развивающимся, на котором на настоящий момент существуют ниши, возможные для заполнения, что способствует возможности развития логистических компаний и низкой или отсутствующей конкуренции.
М. А. Рычкова, Н. В. Ламтева
Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса (Каменск-Уральский)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1775