Реализация конкурентного потенциала России - общенациональная задача развития страны, при этом основным направлением развития предприятий промышленности является повышение конкурентоспособности промышленной продукции на основе ее инновационного обновления. Применительно к предприятиям лесного сектора российской экономики особенно важно стимулировать развитие производства конкурентоспособной продукции на основе комплексной переработки древесины, в том числе из низкосортного древесного сырья, что позволит обеспечить конкурентоспособность предприятий лесного сектора, в первую очередь в тех регионах, где высок процент невостребованной мягколиственной древесины. Лишь в данном случае возможен выход отечественных производителей продукции лесопереработки на мировой рынок обрабатывающих отраслей.
Существующие теоретико-методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий и производимой ими продукции нуждаются в дополнении применительно к возможности их использования на предприятиях лесного сектора с учетом региональных и отраслевых особенностей ведения лесного бизнеса .
По нашему мнению, конечные результаты деятельности предприятий и возможность производить и продавать конкурентоспособную продукцию зависят от того, насколько полно удовлетворены интересы и потребности участников процесса обеспечения конкурентоспособности.
Оценка
конкурентоспособност и проду кции потребителе: Конкурентоспособность предприятий и товара лесного кластера Формирование уровня конкурентоспособности продукции со стороны ^^п^оизводит^я
Потребитель продукции лесного кластера Свердловской области Предприятие лесного кластера Свердловской области
I
Интересы потребителя
Интересы производителя
Максимальное
удовлетворение
потребностей
Цель
- экономические - финансово
показатели экономические
(иена. показатели
транспортные и производства
др. расходы) товара
- показатели
качества товара срганизаписннс-
- показатели управленческие
маркетингового показатели
окружения производства
товара
Факторы внешней среды
Модель теоретико-методического подхода к оценке конкурентоспособности предприятий лесного кластера Свердловской области
Следовательно, необходимо учитывать интересы производителя (само предприятие обладает внутренними резервами роста конкурентоспособности) и потребителя, который выступает внешним фактором рынка и индикатором внешней конкурентоспособности производителя.
Основными недостатками применяемых в настоящий момент методов оценки конкурентоспособности продукции является оторванность их от реальных потребительских предпочтений, большое количество необходимой для обработки информации, а также отсутствие в анализе показателей маркетингового окружения товара, имеющих большое значение.
Суть предлагаемого подхода к оценке конкурентоспособности лесопродукции заключается в интегрированном методе, который основан на оценке технических показателей комплексным методом, а экономических и маркетинговых показателей - дифференциальным.
Конкурентные преимущества на уровне факторов производства: повышение производительности труда; увеличение объема производства; снижение издержек; повышение качества продукции; улучшение использования природных ресурсов; усиление мотивации; развитие человеческого потенциала.
Конкурентные преимущества на уровне условий: увеличение налогооблагаемой базы; повышение уровня занятости населения; развитие территорий; повышение национальной безопасности; индустриализация ЛПК.
Следовательно, технические параметры товара характеризуют степень удовлетворения потребителя, полезный эффект, а экономические и маркетинговые дают сравнительную оценку анализируемого товара по сравнению с конкурентом.
П. А. Поротников
Уральский государственный лесотехнический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1272