Оптовая торговля связывает практически все сферы экономики, все предприятия и организации, осуществляющие материальное производство и товарное обращение. Она включает стадии продвижения товара от изготовителей до предприятий розничной торговли, и сегодня значение оптового распределения не вызывает никаких сомнений. Оптовая торговля - это катализатор происходящих изменений в производстве и потреблении в условиях постоянно меняющихся потребностей рынка. Но особое место в оптовых продажах занимает рынок ИТ-продуктов, что связано с их широким ассортиментом, конкретными техническими характеристиками и быстрым сроком обновления продуктовой линейки. ИТ-дистрибьюторы ведут работу в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Поэтому при громадном разнообразии товаров успех деятельности ИТ-дистрибьютора находится в прямой зависимости от его умения прогнозировать потребительский спрос и оперативно вносить необходимые изменения в свои производственные операции.
ООО «ВЕРИСЕЛ-Трейдинг» является крупнейшим в Свердловской области ИТ-дистрибьютером и ключевым партнером вендоров: Aquarius, Fujitsu Technology Solutions, Eaton, Microsoft, Doctor Web, Eset, Лаборатория Касперского, Hitachi Data Systems, за счет чего «ВЕРИСЕЛ-Трейдинг» обладает очень широкой продуктовой линейкой и способен практически полностью покрывать потребность своих клиентов в ИТ-продуктах.
Основную долю клиентов компании составляют розничные магазины (42%), занимающиеся перепродажей конечным пользователям компьютерной техники, аудио-видео техники, мониторов, оргтехники, аксессуаров и так далее. Далее идет еще одна существенная группа, удельный вес которой в общем количестве клиентов достигает 36%, - промышленные и системные интеграторы. Эти клиенты ведут продажи в виде внедрения готовых технических и технологических решений конечным потребителям, которыми в основном являются юридические лица, приобретающие ИТ-продукты не для последующей перепродажи, а для использования их как средства производства. Оптовые компании занимают 15% в общем количестве клиентов ООО «ВЕРИСЕЛ-Трейдинг». Ими, в основном, являются либо выросшие из розничных магазинов оптовые компании, либо открывающиеся организации, нацеленные на перепродажу товаров большими партиями не для конечного пользования. В основном такие компании занимаются перепродажей товаров розничным магазинам в регионы, куда пока не дотянулись дистрибьюторы. Сервисные центры, нацеленные на сервисное обслуживание ИТ-продуктов, включающее как гарантийное, так и послегарантийное обслуживание, занимают 7% от общего числа клиентов «ВЕРИСЕЛ-Трейдинг», их потребителями являются и промышленные и системные интеграторы, и розничные магазины, и оптовые компании, а так же и сами конечные пользователи.
Основными регионами для компании всегда являлись Свердловская область, Тюменская область, Пермский край, Ханты-Мансийский втоном- ный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и Челябинская область. Соответственно в них и сосредоточены клиенты «ВЕРИСЕЛ-Трей- динг» (см. таблицу).
По данным таблицы можно сделать вывод о росте оборота во всех регионах. По итогам 2009 г. Пермский край, Ханты-Мансийский и ЯмалоНенецкий автономные округа вообще не были охвачены деятельностью ООО «ВЕРИСЕЛ-Трейдинг». В 2010 г. компания начала работу в направлении развития продаж ИТ-продуктов в данных регионах.
Товарооборот по территории ответственности ООО «ВЕРИСЕЛ-Трейдинг»
за 2009-2011 гг.
Регион Товарооборот, р. Темп роста, %
2009 2010 2011 2010
/2009 2011
/2010
Пермский край - 2 567 890,2 8 543 294,4 - 332,7
Свердловская область 47 663 441,5 50 443 566,4 154 162 201,4 105,8 305,6
Тюменская область 986 078,0 2 788 968,4 8 960 905,2 282,8 321,3
Ханты-Мансийский автономный округ - 1 223 487,0 3 846 945,6 - 314,4
Ямало-Ненецкий автономный округ - 1 790 451,4 5 245 699,2 - 293,0
Челябинская область 1 154 021,5 5 997 415,6 17 872 174,8 519,7 298,0
Итого 49 803 541,0 64 811 779,0 198 631 220,6 130,2 306,5
Итоги 2011 г. показали, что увеличение товарооборота произошло во всех территориях деятельности ООО «ВЕРИСЕЛ-Трейдинг». Так, наибольшим абсолютным увеличением продаж отличается Свердловская область (на 103,7 млн р.), а самый высокий темп прироста оборота (на 232,7%) приходится на Пермский край.
Анализ продаж «ВЕРИСЕЛ-Трейдинг» показал, что в 2011 г. более всего пользовались спросом у клиентов следующие товарные группы: сетевое оборудование, комплектующие, программное обеспечение, мониторы, ноутбуки. Наиболее привлекательными для продажи среди них являются комплектующие, так как обладают самой высокой маржой, равной 11,4%. Наименее привлекательной является товарная группа программное обеспечение, обладающее маржой в районе 1%. Подгруппами, интенсивно участвующими в товарообороте, оказались: сервера, телефония, жесткие диски внутренние, видеокарты, память оперативная, процессоры, лицензии МС, мониторы 17" и 19", ноутбуки стоимостью менее 700 долл. Именно для них характерны быстрая оборачиваемость и постоянный высокий спрос.
Важной чертой коммерческой работы ООО «ВЕРИСЕЛ-Трейдинг» выступает работа в системе продаж «Навижен». Это программный продукт компании Майкрософт, который позволяет не только вести складской учет, выполнять продажи клиентам, но и вести полную отчетность по выполнению планов, поставленных руководством всем службам компании. Работа ведется через тонких клиентов в удаленных рабочих столах с ограниченным доступом в интернет, что позволяет сотрудникам меньше отвлекаться от работы, соответственно выполнять поставленные задачи. Другой особенностью коммерческой работы ООО «ВЕРИСЕЛ-Трейдинг» является построение долгосрочных, партнерских отношений со своими клиентами, так как именно это позволяет наилучшим образом понимать потребность клиента и удовлетворять ее наиболее полно. Услуги, предоставляемые организацией, включают в себя доставку заказов клиенту, дополнительную упаковку, пломбирование грузов, кредитование клиентов.
В ходе анализа торгово-хозяйственной деятельности ООО «ВЕРИ- СЕЛ-Трейдинг» стало возможным указать минусы организационно-управленческой структуры, которые существенно влияют на производительность труда сотрудников всех уровней: отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений; нехватка работников финансовой службы (финансового менеджера, бухгалтера) и складских работников (начальника склада, кладовщиков, комплектовщиков, сборщиков), что не способствует высвобождению времени менеджеров по продажам на поиск новых клиентов и более полную проработку существующих; повышение качества работы службы безопасности в целях обеспечения безопасности процесса складирования и продаж товаров.
Рассмотренные выше особенности коммерческой работы ООО «ВЕРИСЕЛ-Трейдинг» позволяют составить определенные предложения по расширению клиентской базы и улучшению внутренней работы организации, включающие в себя расширение обслуживающего продажи персонала, введение новых технологий и проведение обучения персонала организации для их эффективного использования, более тщательная обработка территории ответственности организации. Эти изменения приведут к увеличению товарооборота предприятия, повышению прибыли и рентабельности продаж, ускорению оборачиваемости товаров.
А В. Печура, О. В. Печура
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2208