Управление человеческими ресурсами является одним из ведущих направлений экономического роста компании, увеличения её потенциала и конкурентоспособности.
Управление персоналом предполагает мотивацию сотрудников на качественное выполнение своей работы для достижения бизнес-целей. К основным задачам управления человеческими ресурсами относятся: учет внешних факторов, правильный выбор стиля управления в соответствии с корпоративной стратегией и развитие корпоративной культуры.
Основной задачей управления человеческими ресурсами является адекватное соотношение между числом занятых и структурой занятости. Организация должна нанимать столько работников, сколько ей требуется. Кроме того, для эффективного использования сотрудников важны навыки формирования команды и социальное развитие сотрудников.
Для того чтобы компания динамично развивалась, необходима постоянная деятельность, направленная на совершенствование человеческого капитала. Она предполагает создание и анализ рабочих мест, занятость в течение испытательного срока, планирование новых рабочих мест и подбор профессионально компетентных квалифицированных сотрудников.
Важным является структурирование должностных обязанностей работников, их справедливое распределение. Каждый сотрудник должен получать достойную оплату своего труда. Иногда лучше нанять одного работника вместо двух и дать ему больше работы и соответственно, более высокую заработную плату. Это будет одним из главных мотиваторов для качественной работы. Кроме того, обязательным становится повышение квалификации сотрудников организации. Лучше обученный работник более уверен в себе и имеет больше возможностей для трудоустройства. Последнее важно еще и потому, что частое увольнение работников замедляет развитие компании. Таким образом, стратегия компании и стратегия управления персоналом должны быть тесно связаны между собой .
Современная Россия не полностью приняла европейскую систему использования человеческих ресурсов. Большинство руководителей получили высшее образование еще в Советском Союзе, а значит, они привыкли к другой системе работы с людьми, к авторитарному стилю управления, к жесткой иерархии в системе деловых отношений .
В российских компаниях акцент пока еще делается на иерархической структуре управления. Руководитель продолжает оставаться главным и самым важным человеком в организации. Так не должно быть. Переход от иерархической системы отношений «сверху вниз» к отношениям «на равных» - потребность современной экономической системы.
В странах Европы руководитель не имеет столько свободы, сколько ее имеет российский руководитель, так как его профессиональный диапазон существенно ограничен.
Распространенной практикой в российских компаниях является разделение функций отдела по управлению человеческими ресурсами и отдела по распределению заработной платы. Это отрицательно сказывается на мотивации сотрудников к качественной работе, потому что специалисты, ответственные за человеческие ресурсы, лучше знают, как и чем наградить сотрудников и тем самым мотивировать их к росту производительности труда. Для России также характерно, что отдел по управлению человеческим потенциалом отвечает в основном за процедуру найма новых работников и большинство HR-менеджеров не входит в правление компании и не является ее членами .
Система эффективного управления человеческими ресурсами в РФ неуклонно совершенствуется. В компании приходит новое поколение менеджеров, которые прошли обучение и получили опыт работы за рубежом и владеют разнообразными способами мотивирования сотрудников. Всё чаще старая система управления и отношения к «человеческому капиталу» заменяется на новую: более открытую, компетентную, уважительную по отношению к главному ресурсу организации - людям.
Происходящие в стране перемены помогут российским компаниям конкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Л. Я. Павлускевич, Т. А. Юшкова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1346