Предметом исследования данной работы является анализ эффективности государственного управления в России, объектом - система государственного управления Российской Федерации. Актуальность выбранной темы обусловлена следующими обстоятельствами:
потребность в эффективном воздействии государства на динамично развивающиеся современные сверхсложные процессы и явления обусловливает значимость и интерес со стороны общества и его структур к результативности и эффективности государственного управления;
всё чаще поднимается вопрос о способности государства, как определяющего субъекта управления, обеспечить в условиях жестко ограниченных ресурсов удовлетворение самых насущных потребностей отдельных граждан и общества в целом. При этом долгосрочный характер и стабильность позитивных перемен в государстве определяется реальным повышением производительности и эффективности государственного управления.
Цель - исследовать возможные способы совершенствования эффективности государственного управления в России.
Исходя из рассмотренных понятий государственного управления, классификации критериев и показателей эффективности государственного управления; изучения международного подхода к оценке эффективности государственного управления, а также оценки качества государственного управления в современной России на федеральном уровне; изучения мер повышения эффективности государственного управления в России в рамках административной реформы и федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.)» были сделаны следующие выводы:
определение любого вида эффективности госуправления опирается на критерии и показатели, которые отражают состояние объекта управления, полученного в результате управленческого воздействия со стороны государства. Эффективность госуправления не может отражать результаты только в каком-либо одном направлении или аспекте. Она должна раскрывать его многоэлементное содержание, многообразие протекающих процессов и явлений. Это свидетельствует о необходимости комплексного подхода к оценке эффективности государственного управлении;
оценка эффективности государственного управления зачастую достаточно субъективна. Так, например большинство показателей, принятых в международной практике опираются исключительно на субъективные индикаторы и индикаторы, основанные на восприятии, что повышает риск смещения рейтинговых оценок. Яркой иллюстрацией к вышесказанному может послужить Показатель государственного управления (Governance Research Indicator Country Snapshot, GRICS), используемый Всемирным банком и основанный на наборе критериев качества государственного управления по определению Д. Кауфмана, главный недостаток которых состоит в том, что критерии разработаны для осуществления межстрано- вой оценки путем сопоставления разных стран друг с другом, а не для отслеживания динамики изменений в данной сфере в какой-либо одной стране. Данная система предназначена для сравнительной оценки положения, занимаемого разными странами в некий промежуток времени.
Наиболее распространенный риск - страны с высоким уровнем экономического развития зачастую воспринимаются как страны с более качественными системами государственного управления, что приводит к смещенности оценок. Нельзя игнорировать и очевидность политической ангажированности ряда подходов, и воздействие имиджевых оценок ;
на основе изучения рассчитываемых для нашей страны показателей GRICS, индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), индекса восприятия коррупции, индекса непрозрачности, индекса экономической свободы; рейтингов кредитоспособности и инвестиций, а также рейтинга прозрачности госзакупок; композитного индекса оценки обратной связи информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; рейтинга информационных ресурсов органов госвласти; рейтинга демократичности выборов в регионах; ЯН-индекса оценки и мониторинга публичной политики , в России в настоящее время комплексные и систематические оценки качества государственного и муниципального управления отсутствуют, однако их создание являются приоритетными, так как при проведении реформирования системы органов государственного управления крайне важно оценить их результативность, чтобы своевременно скорректировать принимаемые решения, сравнить успехи различных мероприятий и стимулировать следование единому вектору модернизации;
при проведении административной реформы необходимо обеспечить комплексное и согласованное внедрение элементов нового государственного управления, которое должно обеспечить рост эффективности работы органов исполнительной власти. При этом, по мнению экспертов, ориентироваться нужно не столько на минимизацию сроков реформ, сколько на максимизацию результата, т. е. улучшение управляемости аппарата государственного управления и повышение качества госуслуг;
реализация мероприятий, предусмотренных федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.)» позволит осуществить качественное преобразование системы государственной службы, оптимизировать ее организацию и функционирование, а также внедрить на государственной службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии. Особое внимание здесь необходимо уделить государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования в области государственного управления, которые, в свою очередь, должны отвечать реальным потребностям государственной службы.
М. А. Орехова
ФБОУ ВПО РАНХиГС Нижегородский институт управления (Нижний Новгород)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3458