В настоящее время чрезвычайно актуальной является задача эффективного развития инвестиционной, социальной, туристической привлекательности регионов в рамках страны и мирового сообщества. При этом до сих пор не разрешено противоречие между пониманием необходимости развития маркетинга территорий и отсутствием реальных проработанных механизмов его реализации.
Маркетинг территорий призван обеспечивать:
формирование и улучшение имиджа территории, рост ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности;
привлечение на территорию общегосударственных и иных внешних по отношении к территории заказов;
расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, региональных программ за ее пределами;
стимулирование, приобретение и использование собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах, повышение притягательности вложений, реализации на территории внешних по отношению к ней, но нужных инвестиций;
создание условий для диверсификации экономики региона; уменьшение оттока профессиональных кадров из региона; увеличение притока квалифицированных кадров; формирование позитивного имиджа региона для жителей и туристов.
Основные принципы маркетинга территорий:
принцип системности в поиске привлекательных (уникальных) характеристик внутри самой территории;
принцип бенчмаркинга в генерировании идей по поводу уникальности данной территории на основе опыта и успехов других территорий и не только территорий;
принцип разнообразия характеристик в концепции развития территории.
Разработана система измерений развития конкретных мест. Всю информационно-измерительную базу принято подразделять на 4 уровня.
Первичные статистические показатели, содержащиеся в данных официальной статистики. Эти показатели служат основой для расчетов более сложных измерителей развития территорий.
Индикаторы представляют собой несложные расчетные показатели, отражающие реальные изменения, происходящие во времени на той или иной территории. Индикаторы обычно строятся таким образом, чтобы их легко можно было отождествить с целями развития территорий, что делает эти показатели как бы точками контроля при проведении конкретных плановых мероприятий на территориях.
Сводные индексы - это более сложные группы расчетных показателей, характеризующие комплексные параметры развития территорий (например, индексы качества жизни и др.).
Рейтинги - еще более сложные информационные образования, показывающие в виде шкал состояние дел по тем или иным параметрам различных территориальных образований, чаще всего городов.
Рассмотрим возможности маркетинга территорий на примере города Екатеринбурга. Для того чтобы понять текущее состояние региона рассмотрим рейтинг инвестиционной привлекательности, так как она является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а следовательно, и эффективного социально-экономического развития экономики, как для государства в целом, так и на уровне регионов.
В декабре 2011 г. федеральный журнал «Эксперт» опубликовал рейтинг «Инвестиционный потенциал российских регионов в 2010-2011 гг.», где Свердловская область входит в пятерку самых благоприятных для инвестирования субъектов Федерации. Кроме того, Средний Урал занимает второе место по параметру инвестиционной привлекательности среди регионов России в рейтинге журнала Forbes. Согласно рейтингу издания, Екатеринбург один из наиболее комфортных городов страны для ведения бизнеса. При этом остальные муниципальные образования региона не учитываются инвесторами.
Многие инвестиционные предложения Екатеринбурга направлены на развитие тяжелой промышленности в городе. Современный Екатеринбург является одним из самых крупных центров машиностроения в России. Особое национальное значение имеют такие предприятия, как Завод химического машиностроения, Завод тяжелого машиностроения и целый ряд других мощных представителей тяжелой индустрии. На заводах, относящихся к отрасли тяжелого машиностроения, также ведется производство оборудования для торговых предприятий, медицинской аппаратуры, металлических кабелей и т. д.
Таким образом, отчетливо видно, что продвижение Екатеринбурга в качестве современного бизнес-центра идет хорошо. На официальном сайте Екатеринбурга крупные инвестиционные проекты представляют собой только торговые центры, административные комплексы. И это нарушает один из принципов маркетинга территорий - принцип разнообразия характеристик в концепции развития территории. Данный принцип заключается в дополнении одной уникальной характеристики другой характеристикой, желательно не менее уникальной, чем первая.
Екатеринбург в качестве второй характеристики для маркетинга территории может использовать особенность своего географического положения и исторического наследства. Развитие туристической привлекательности города будет способствовать повышению туристической привлекательности страны в целом. Так, в 2011 г. с целями туризма в Россию въехало только 9% иностранных граждан, 22% - въехали со служебными целями, остальные 69% въехавших обозначили свои цели как не относящиеся ни к одной из предложенных групп.
Екатеринбург может привлекать туристов как за счет своих исторических памятников, таких как здание администрации города, усадьба Расторгуевых - Харитоновых, дома Севастьянова, так и за счет памятников уже современного искусства, таких как памятники Гене Букину или клавиатуре, фестивалей, например фестиваль парковой структуры ЛОМ, проходящий в парке культуры и отдыха имени В. В. Маяковского.
Необходимо создание оригинальных культурных проектов для города, а оказать поддержку таких проектов должны как органы государственной власти, так и бизнес. Первым успехом для города будет решение человека, приехавшего в Екатеринбург по деловым целям, задержаться на несколько дней для осмотра достопримечательностей города, что в свою очередь увеличит продолжительность проживания гостей в гостинице, а это уже будет отдача от инвестиций для гостиничного бизнеса. Развитие данного направления процесс долговременный, однако в условиях глобальной интеграции, является одним из наиболее перспективных.
Е. А. Оленева
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3050