В современном обществе на потребителя с каждым днем обрушивается всё больше информации, фирмам становится сложнее удержаться в сознании потребителя. Использование психотипа потребителя в брендинге значительно повышает эффективность коммуникаций.
«Психотип» - более узкое понятие, чем «тип личности», в которое включают не только психологические, но и социальные особенности человека, его образ жизни, его ценности и привычки. Психотип - это описание, чего от человека такого типа можно ждать в тех или иных ситуациях и по каким внешним признакам об этом догадаться; описание особенностей поведения человека с точки зрения трудностей для окружающих либо возможностей влияния на него.
Существуют разделение потребителей на основные психотипы . «Купцы» - потребители, предпочитающие отечественные бренды, для них
главным являются функциональные преимущества, качество и надежность бренда. Для потребителей типа «Казак» характерно желание продемонстрировать свое положение и финансовые возможности, хотя не все из них такими возможностями располагают. Важным аспектом будет не столько товар, а эмоции, которые может получить при использовании этого товара, то, что будут думать и говорить о нем окружающие. «Студенты» - малочисленная группа потребителей, представляют собой пассивную часть общества, находящуюся в поиске себя. Предпочитают иностранные бренды. Коммуникации для «студентов» должны представлять продукт как «доступную роскошь». Тип потребителей «бизнесмены» - люди, активно работающие на любом поприще. Товары, которые они покупают, должны быть надежны и доступны, так как у них нет времени на поиск и ремонт изделия.
Если психотип потребителя будет закладываться в основу бренда, то целевая аудитория будет более лояльна к данному бренду, так как ценности, убеждения и философия бренда будут идентичны потребительскими предпочтениями. Следовательно, для получения успешного бренда необходимо заложить основные параметры психотипа на этапе его построения. Для этого требуется определить подходящую модель построения бренда. Выбор будет зависеть от характеристик продукта и рынка, целевой аудитории, уровня конкуренции и т. д. Рассмотрим самые распространенные модели построения бренда.
Колесо бренда (рис. 1) представляет собой набор из пяти элементов, вложенных друг в друга. Элементы колеса бренда: ядро - главная идея, предлагаемая потребителю;
индивидуальность - представление бренда как человека (пол, возраст, внешность, характер, профессия, семейное положение и т. д.);
ценности - эмоции, которые испытывает потребитель при использовании бренда;
преимущества - то, что бренд делает для потребителя, тот физический результат, который он получает от использования бренда;
атрибуты - совокупность ощутимых и неощутимых характеристик
бревда . Рис. 1. Колесо бренда
Особенностью этой модели является расположение ближе к центру круга индивидуальности бренда по сравнению с эмоциональными ценностями. Это говорит о том, что бренд в первую очередь должен быть привлекателен целевой аудитории, но не обязательно идентичен ей. Еще одной важной особенностью модели является расположение функциональных преимуществ лишь на последних уровнях бренда. Значит, данная модель не подойдет для потребителей, для которых главным является функциональные преимущества, но будет приемлема для целевой аудитории, которая стремится к образу жизни предлагаемой брендом.
Модель построения бренда Ф. Котлера представлена в виде пирамиды и включает в себя следующие элементы: выгоды для потребителя, заложенные в товаре; отражение системы ценностей производителя; олицетворение определенной культуры; индивидуальность марки (то, чем она отличается от конкурентов); тип потребителя, его особенности, ценности, привычки и убеждения; история развития марки .
Данная модель построение бренда подойдет для потребителей, которые в первую очередь обращают внимание на функциональные преимущества товара, на то какие выгоды предлагает бренд.
Модель поля бренда Т. Гэда (модель четырехмерного брендинга) можно представить следующим образом (рис. 2):
функциональное измерение представляет собой уникальные характеристики товара или услуги, а также ассоциации связанные с брендом;
социальное измерение отражает способность идентифицировать себя с определенной общественной группой. Это измерение отражает отношения между покупателями и той общественной группой, к которой они хотят принадлежать;
ментальное измерение отражает то, как потребитель воспринимает и идентифицирует самого себя, и то готов ли потребитель это восприятие изменять;
Функциональ но е измерение
Ментальное
измерение
Социальное
измерение
Духовное
измерение
Рис. 2. Модель Т. Гэда
духовное измерение относится к более обширной системе, частью которой являются бренд, потребитель (психологические, социальные, демографические и прочие факторы) и его социальное окружение (референтные группы).
Развитие всех четырех измерений бренда обеспечивает его уникальное место в сознании потребителя и силу покупательской лояльности.
Модель Т. Гэда может подойти для любого типа потребителей, так как все элементы равнозначны и воздействие на ту или иную группу будет зависеть от вкладываемых в бренд определенных характеристик.
В процессе создания бренда самым главным является тот, для кого этот бренд создается, т. е. потребитель.
Потребитель - это ключевой элемент, на который направлены все коммуникации. Следовательно, для эффективных коммуникаций необходимо знать психотип «своего» потребителя, психологические и социальные особенности, образ жизни, его ценности и привычки людей.
Психология потребителя должна закладывается в основу бренда, его коммуникаций. Для того что бы потребитель полюбил бренд и стал к нему лоялен, необходимо понимать его, знать какой он продукт ищет и что от него ждет, просто функциональные преимущества или ему необходимы эмоциональные преимущества бренда.
Для того что бы построить успешный бренд необходимо помнить о важности психологии потребителя, на которого он ориентируется. Разделяет ли потребитель те ценности и преимущества что предлагает ему бренд. Тогда в результате коммуникации основанных на психологии потребителя налаживается прочная связь между брендом и потребителем, появляется лояльность.
С. Ю. Огородник, Л. М. Капустина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3058