Конкурентоспособность предприятия весьма актуальная тема на сегодняшний день, так как сегодня конкурентоспособность компании зависит не столько от того, что она делает, сколько от того, как она это делает. Решающее значение для достижения успеха на рынке имеют бизнес- процессы, которые обеспечивают удовлетворение спроса наиболее гибким и надежным способом. Другими словами, как компания управляет своими процессами, и насколько эти процессы соответствуют потребностям рынка, также важно, как и качество или цена продукции.
Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.
Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.
Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.
Покупатель - главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем «комплекс конкурентоспособности», в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера.
Как известно, каждый рынок характеризуется «своим» покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
На сегодняшний день компания ЗАО «Атомстройкомплекс» имеет два основных конкурента: ЗАО «НОВА-Строй» и ООО «Металлайн».
В результате маркетинговых исследований выявлено: 50% заказчиков сотрудничают с ЗАО «Атомстройкомплекс» более 9 лет; 20% - до 7 лет; 30% заказчиков начали сотрудничать недавно. Почти всех заказчиков удовлетворяет качество оказания услуг и цены «Атомстройкомплекс». Именно эти условия заказчиков не устраивали в других компаниях.
Так же многие компании готовы платить больше, при улучшении качества до предела. Заказчики хотят видеть в компании: ускорение срока сдачи; оснащение отдельными мойками на каждых объектах.
Заказчиков многое устраивает. После того, как ЗАО «Атомстрой- комплекс» приобрел новую спецтехнику, степень удовлетворения заказчиков значительно повысилось. Однако недостатки компании заказчики не указали, соответственно, удовлетворены полностью.
Для заказчиков, которые сотрудничают более 9 лет, ЗАО «Атомст- ройкомплекс» вводит систему скидок, так как большинство заказчиков хотят иметь именно это.
Изучив всю ситуацию ЗАО «Атомстройкомплекс» и проведя опрос заказчиков автором была выбрана стратегия усиления позиций на рынке и стратегия концентрической диверсификации, т. е. освоение нового производства аналогично по значению услуг в дополнении к профилирующего.
Сегодня конкурентоспособность компании зависит не столько от того, что она делает, сколько от того, как это делает. ЗАО «Атомстрой- комплекс» оказывает услуги качественно, с помощью квалифицированного персонала; новейшей техники; опыта работы; грамотно управляет своими процессами, которые соответствуют потребностям рынка.
Заказчики, которые сотрудничают с компанией, на сегодняшний день удовлетворены деятельностью ЗАО «Атомстройкомплекс». Опыт и умение строить, четкое выполнение взятых на себя обязательств завоевало репутацию надежного делового партнера.
Е. В. Матвеева, З. В. Нестерова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2724