Конкурентоспособность организации - это ее преимущество по отношению к другим организациям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Успешное функционирование и развитие организации требует особенного подхода к формированию его конкурентной стратегии. Под конкурентной стратегией понимается совокупность правил и приемов, которыми должна руководствоваться организация. Данная стратегия ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое долговременное финансовое положение предприятия, а также завоевание позиций на рынке.
Конкурентное преимущество компании лежит в основе успешной деятельности. Однако в настоящее время многие фирмы забыли о значении конкурентных преимуществ. На мой взгляд, конкурентное преимущество - это набор характеристик, свойств товара, который создает для фирмы определенное превосходство над своими конкурентами. Конкурентные преимущества являются концентрированным проявлением превосходства над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности предприятия, которое можно измерить экономическими показателями .
Считается, что причиной успеха одних предприятий и неудачи других является то, что процветающие фирмы обладают конкурентными преимуществами. Компания имеет конкурентное преимущество, если ее уровень работы с клиентами выше, чем у конкурентов, и она в состоянии противодействовать влиянию конкурентных сил. Существует множество способов достижения конкурентного преимущества: производить высококачественную продукцию, предлагать более низкие цены, чем у конкурентов, организовать отличное обслуживание клиентов, иметь хорошо известную торговую марку и репутацию, обеспечивать покупателям дополнительные ценности .
Формирование и поддержание конкурентного преимущества затрагивает весь механизм деятельности предприятия, связанный с созданием, производством и реализацией продукции. Основными принципами формирования и поддержания конкурентных преимуществ являются:
стремление руководства предприятия к улучшениям, новшествам и переменам во всех аспектах хозяйственной деятельности предприятия;
совершенствование и увеличение количества источников конкурентного преимущества, способствующее сохранению его деятельности и устойчивости;
применение системного подхода к формированию конкурентного преимущества, охватывающего весь механизм деятельности предприятия.
Сколько времени успешной стратегии потребуется для создания преимущества, зависит от характеристики конкуренции в отрасли (см. рисунок).
Жизненный цикл конкурентного преимущества
За успешным наступлением следует период «пожинания плодов», когда фирма наслаждается выгодами конкурентного преимущества. Продолжительность этого периода зависит от того, сколько времени потребуется сопернику, чтобы перейти в контрнаступление с целью отвоевать утраченные позиции, сократить конкурентный разрыв. Продолжительный период «пожинания плодов» позволяет фирме в течение длительного времени получать прибыль выше, чем в среднем по отрасли, и возместить инвестиции, вложенные в создание преимущества.
Как только соперники предпринимают серьезное контрнаступление на созданное фирмой преимущество, начинается период его разрушения. Любое конкурентное преимущество, которым компания обладает в настоящее время, будет, в конечном счете, ликвидировано действиями компетентного противника, обладающего достаточными ресурсами. Таким образом, для сохранения достигнутого положения фирма должна предпринять второе стратегическое наступление, фундамент которого необходимо заложить в период «пожинания плодов».
Особенности конкурентных преимуществ заключаются, во-первых, что конкурентные преимущества может иметь сам продукт. Один вид конкурентных преимуществ предоставляемого продукта - это его цена. Часто покупатель приобретает товар только потому, что он дешевле других товаров, обладающих аналогичными потребительскими свойствами. Второй вид конкурентных преимуществ - это дифференциация. Продукт обладает отличительными особенностями, делающими его привлекательным для покупателя, но и за счет марки. Во-вторых, кроме того, что фирма может попытаться создать своему продукту конкурентное преимущество в его положении на рынке. Достигается это за счет закрепления покупателя. Такая ситуация противоречит рыночным отношениям, так как в ней покупатель лишен возможности выбора. Однако в реальной практике многим фирмам удается не только создать для своего продукта такое конкурентное преимущество, но и удерживать его достаточно долго .
Конкурентные преимущества не являются вечными, они завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что является трудоемким и дорогостоящим процессом. Любое предприятие имеет свои особенности и специфику, поэтому выбор стратегии для обеспечения конкурентных преимуществ своей продукции для каждого из них носит индивидуальный характер и напрямую зависит от его целей и возможностей. Но если организация создаст такие конкурентные преимущества, которые будут уникальны, устойчивы, прибыльны для компании и предоставляющие выгоду покупателю, то уровень ее конкурентоспособности будет намного выше, чем у ее конкурентов.
Я. Н. Маныч
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
(Саратов)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3805