Успешное развитие бизнеса и его функционирование напрямую зависит от эффективной деятельности руководителя. Можно сказать, что сегодня в набор профессионально важных качеств современного менеджера входит эмоциональный интеллект.
Термин «эмоциональный интеллект» появился в 1990 г. Теорию эмоционального интеллекта разработали американские ученые Дж. Майер, П. Сэловей и Д. Карузо. Они определяли эмоциональный интеллект как четко измеряемую способность личности распознавать и интерпретировать эмоции, а также продуктивно использовать их для оптимального решения проблем .
Обычно выделяют четыре составляющих эмоционального интеллекта: осознание своих эмоций, осознание эмоций других людей, управление своими эмоциями, управление эмоциями других людей.
Разберем первую составляющую эмоционального интеллекта - осознание своих эмоций. Самоосознанность предполагает умение распознавать и понимать свои эмоции, настроения, побуждения, потребности, сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения, личностные особенности. Она выражается в готовности открыто и честно говорить о своих подлинных чувствах, мыслях, желаниях и об их влиянии на поведение. Сюда же входит способность реалистично и позитивно себя оценивать и принимать себя таким, какой ты есть. Самоосознание связано с наличием чувства юмора по отношению к себе, а также с обучаемостью и желанием получать отклики на свою работу. Для развития навыка осознания собственных эмоций полезно спрашивать себя периодически: «Что я сейчас чувствую?».
Второй компонент - осознание эмоций других людей по их вербальному и невербальному поведению, а также умение дифференцировать истинные и ложные проявления чувств, определять изменение интенсивности эмоции и переходы от одной эмоции к другой.
Третий компонент - управление своими эмоциями - включает умение определять источник и причину возникновения эмоции, ее назначение и возможные последствия развития, степень ее полезности в конкретной ситуации и умение найти способ регуляции эмоции. Регулировать эмоции мы можем, управляя дыханием, состоянием тела, используя вербальные и невербальные способы, управляя внутренним диалогом. К этому же умению относится способность вызывать у себя эмоцию, необходимую в конкретной ситуации. Руководитель не должен постоянно изливать душу перед подчиненными. Но иногда сказать вслух о каких-то своих эмоциях, как негативных, так и позитивных, бывает полезно.
Эмоциональный интеллект включает в себя еще одну составляющую - управление эмоциями других. Это умение определять возможную причину возникновения конкретной эмоции у другого человека, изменение его эмоционального состояния с помощью вербальных и невербальных средств. В отличие от манипуляции такое взаимодействие помогает людям развивать первые три навыка эмоциональной компетентности.
Существует мнение, что эмоциям не место на работе. Но не всегда эмоции мешают выполнению обязанностей. Испытывая позитивные эмоции, люди работают лучше. Понятно, что главный в создании эмоционального состояния команды или рабочего коллектива - руководитель. Именно он способен увлекать людей идеей, заражать своей эмоцией, творить ту атмосферу, которая поможет всем работать эффективнее.
Для чего менеджеру высокий уровень эмоционального интеллекта? Прежде всего, для сохранения собственного психологического здоровья. Менеджер в течение рабочего дня испытывает разные эмоции, как положительные, так и отрицательные, и он должен научиться управлять ими. Если менеджер будет скрывать свои чувства, то это приведет к потере способности испытывать эмоции в общении с коллегами и близкими. Руководитель, обладающий эмоциональным интеллектом, - это лидер, за которым идут люди, он может найти подход к каждому, он видит эмоции каждого работающего рядом с ним человека. Использует эмоции сотрудника, чтобы мотивировать их на высокопроизводительный труд. Чтобы развивать эмоциональный интеллект менеджеру необходимы: желание, готовность и время.
Нами было проведено тестирование 20 студентов IV курса департамента менеджмента и информатики УрГЭУ по самооценке эмоционального состояния. Тест содержал 20 вопросов, которые оценивались по пятибалльной системе - от отсутствия качества (1 балл) до его присутствия (5 баллов). Большинство опрошенных (65%) студентов набрали от 50 до 80 баллов. Это говорит о том, что у студентов есть прочный фундамент для развития эмоционального интеллекта и задатков лидера. 10% студентов набрали более 80 баллов, они имеют высокий уровень эмоционального интеллекта. 25% набрали менее 50 баллов - эмоциональный интеллект ниже среднего. Субъективная оценка уровня своего эмоционального интеллекта у студентов достаточно высокая, однако, есть еще и объективная оценка. Речь идет о необходимости проведения специальных тренингов и семинаров по развитию эмоционального интеллекта, что, кстати, уже делается в УрГЭУ, в рамках работы психологической службы.
Используя эмоции как управленческий ресурс, менеджер повышает эффективность не только своей работы, но и организации в целом. Руководители, которые работают над своим эмоциональным интеллектом, добиваются высочайших результатов. Чтобы развить эмоциональный интеллект, необходимо учиться слушать и понимать окружающих. Ведь одно дело услышать, что человек говорит, и совсем другое - понять, для чего он это делает.
Е. Ф. Маджар, Т. А. Юшкова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3278