Конкуренция возникла с появлением на рынке различных предприятий и фирм. Понятие «конкурентоспособность» становится одним из центральных в оценке мирохозяйственных позиций. С того момента уровень конкурентоспособности предприятия является по сей день основополагающим измерителем экономического состояния. Для развития и удерживания на рынке очень важно уметь управлять ею, ведь итоговая цель любой фирмы - победа в конкурентной борьбе. И победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий. Как известно, она зависит конкурентоспособности товаров и услуг фирмы.
Нельзя обеспечить стабильную конкурентоспособность «за раз». Для этого необходимы финансово-экономические, маркетинговые, производственно-технологические, кадровые и экологические исследования.
В качестве примера мы рассмотрели фирму «Мантрак Восток». Это консультационно-сервисный центр, отвечающий за поставку, гарантийную и послегарантийную сервисную поддержку всех видов техники и энергетических систем САТ в Уральском регионе. «Мантрак Восток», будучи официальным дистрибьютором Корпорации АГКО, предлагает на российском рынке сельскохозяйственное оборудование Challenger и Massey Ferguson (строительные машины CAT, энергетические системы, погрузочноразгрузочная, сельскохозяйственная техника, складское оборудование, др.).
Чтобы выявить пути повышения конкурентоспособности для данной фирмы, необходимо определить ее слабые и сильные стороны.
Сильные стороны: активная роль маркетинга; наличие собственной площади и сервисного центра; опыт работы с покупателями; налаженные связи с предприятиями, закупающими технику; наличие благоприятного имиджа компании; наличие высококвалифицированных специалистов; низкая текучесть кадров; получение больших скидок от европейских поставщиков; расположение фирмы недалеко от центра города.
Слабые стороны: высокая цена спецтехники; тесное помещение; нестабильность доллара; достаточное количество конкурирующих фирм; происходит изменение политики поставщиков.
Из сравнения видно, что преимуществ у компании больше, чем недостатков. Для повышения конкурентоспособности фирме достаточно будет использовать свои сильные стороны. Необходимо осуществлять мероприятия, направленные на выделение из общей массы соседних магазинов, использование мерчандайзинга для повышения объема продаж за счет спонтанных покупок, направление потоков покупателей внутри магазина, поддерживать цены на сервис на уровне ниже, чем у конкурентов и обращать особое внимание на работу персонала передней линии. Главное внимание следует сосредоточить на формировании и стимулировании спроса на товар. Также необходимо создать благоприятный образ организации. Для этого можно предложить следующие мероприятия:
создать общество специалистов по компьютерным технологиям. Это позволило бы фирме «Мантрак Восток» сформировать положительное мнение о себе и своей деятельности, а также быстро распространять информацию о новых товарах и услугах;
выпускать хорошо оформленные годовые отчеты и опубликовывать их. Это создало бы мнение о фирме как о стабильной, процветающей организации и привлекло к сотрудничеству крупные компании;
в связи с увеличением на российском рынке иностранных потребителей уже недостаточно специалистов, знающих английский язык. Желательно бы обучать уже имеющийся персонал немецкому и китайскому языкам (кстати, английский язык в этой фирме на высшем уровне, им владеет каждый - от секретарши до старшего менеджера).
Эти мероприятия создали бы благоприятный имидж компании, что привело бы к стремлению руководителей предприятий-заказчиков сотрудничать именно с этой компанией, а не с другой, предлагающей такого же рода услуги.
Кроме того, для привлечения внимания специалистов к продукции фирмы необходимо проводить больше выставок и семинаров. На таких мероприятиях осуществляется большая коммерческая и рекламно-пропагандистская работа. Установлено, что большинство контрактов заключается на выставке или через несколько дней после ее окончания.
Фирме «Мантрак Восток» следует обратить на взаимодействие сотрудников с покупателями: изучать клиентов и создавать благоприятный образ фирмы. Для достижения этих целей компании необходимо:
заставлять продавцов и менеджеров изучать характеристики товара не только своей фирмы, но и конкурентов. Сотрудники должны уметь грамотно ответить на любой интересующий покупателя вопрос, уметь показать достоинство своего товара над товаром другого производителя; воспитывать у сотрудников любезность и отзывчивость; стремиться превратить случайного посетителя в покупателя; просить у имеющихся клиентов имена потенциальных покупателей. В настоящее время проведение маркетинговых мероприятий позволяет предприятиям выжить в условиях сложной экономической обстановки. Однако не все компании применяют весь комплекс маркетинговых исследований. Чаще всего применяется только комплекс мер, формирующий и стимулирующий сбыт, т. е. коммуникативная политика. Необходимо нацелить предприятие на внедрение новых, более совершенных изделий, на неуклонное сокращение затрат на техническое обслуживание техники, что и должно создать условия для победы в конкурентной борьбе.
Д. В. Лягаева, Н. В. Шарапова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3317