На сегодняшний день особую значимость, приобретает наличие знаний, связанных с разработкой маркетинговой стратегии и стратегий развития брендов. Это связано с тем, что проблема увеличения количества торговых марок и снижение существенных отличий между ними, хорошо известная потребителям товаров и услуг в странах развитой рыночной экономики, в настоящее время становится все более актуальной как в целом для России, так и для отдельных ее регионов.
Рассматривая сферу высшего образования, мы видим, что каждый день границы уникальности вуза стираются: теперь и в техническом высшем учебном заведении открываются экономические специальности и наоборот; плата за обучение примерно одинаковая; условия учебы и жизни иногородних студентов также не особо дифференцированы.
Именно поэтому в сфере образовательных услуг наблюдается тенденция создания конкурентной среды. В этих условиях даже перед всемирно известными вузами возникает достаточно сложная задача - удержать свои позиции на рынке и сохранить эффективность деятельности. Из вышесказанного можно сделать вывод: руководство высших учебных заведений должно проводить активную брендинговую политику. Поэтому проблема разработки, формирования и продвижения бренда в сфере высшего образования весьма актуальна.
Отсутствие общих подходов к понятию «бренд» затрудняет понимание и эффективное использования данного метода продвижения товара как средства маркетинга и применения западного опыта исследовательской и практической деятельности при создании и продвижении бренда товаров и услуг. Это касается и брендинга образовательных услуг.
В рамках оценки эффективности бренда УрГЭУ нами было принято решение о проведении исследования восприятия бренда.
Мы применили методику 4Б-брендинга, включающую четыре «измерения»: функциональное, социальное, ментальное и духовное. Данная методика была разработана в 1977 г. шведским исследователем Томасом Гэдом. Сущность метода 4D-брендинга в том, что построение бренда в умах потребителей распадается на четыре различных категории (измерения). Они являются основой модели четырехмерного брендинга.
Рассмотрим данные измерения применительно к бренду УрГЭУ.
Первое измерение бренда университета - функциональное. Это способность бренда выполнять свое основное предназначение - предоставлять качественное образование и являться механизмом социализации.
Гарантом высокого уровня качества образования в УрГЭУ является профессорско-преподавательский состав. Результаты проведенного интернет-анкетирования показали, что студенты и абитуриенты адекватно воспринимают функциональные выгоды бренда УрГЭУ. По их мнению, это «лучший экономический вуз».
Факторы, обусловливающие привлекательность университета для поступления, %:
Специальность позволит получить интересную работу 26
Специальность позволит найти высокооплачиваемую работу 16
Специальность всегда будет востребована 15
Функциональное измерение обладает большей устойчивостью по сравнению с остальными измерениями и, на наш взгляд, не предусматривает особых изменений. Обратим внимание лишь на некоторые аспекты: уменьшение сегмента потребителей вследствие ужесточения системы набора абитуриентов;
организация мероприятий по повышению квалификации преподавателей (информация о современных методиках и приемах преподавания для более эффективного восприятия информации студентами);
бесплатный wi-fi для удобства поиска необходимой информации.
Социальное измерение - это способность бренда репрезентировать социальную группу, к которой принадлежит (или хочет принадлежать) потребитель, в глазах окружения и укреплять ее престиж.
Что именно отличает студентов УрГЭУ от студентов аналогичных специальностей вузов города? Опрос показал: студенты университета считают себя более компетентными в вопросах, касающихся экономики. Кроме того, студентами УрГЭУ была отмечена такая особенность, как творческий подход к учебной и внеучебной деятельности:
Ответы на вопрос «Что вам больше всего нравится в УрГЭУ?», %
Морально-психологический климат 29
Учебная деятельность 16
Творческая работа 52
Такие цифры не могут не радовать: в настоящее время особую ценность составляют креативность мышления работника и творческий подход к деятельности, которые необходимо развивать в годы студенчества.
Социальное измерение бренда УрГЭУ, подобно функциональному, обладает достаточно сильными позициями. Говоря о социальном измерении, нельзя не отметить межгосударственные вузовские отношения. К ним относятся такие мероприятия как «образование по обмену», международные конференции и иные виды сотрудничества. Так, на базе университета проводится Евразийский экономический форум молодежи. Но мало просто проводить такие мероприятия, важно донести пользу их организации как можно большему количеству студентов.
Престижность, элитарность, особый стиль - важнейшие элементы социального измерения. На наш взгляд, в рамках организационной структуры УрГЭУ необходимо создать службу, отвечающую за корпоративную культуру, воспитание и заботу о студентах и преподавателях. Основные функции данной службы могли бы быть следующими: формирование и развитие корпоративной культуры университета; адаптация студентов и преподавателей; сотрудники подобной службы должны принимать активное участие в процедуре подбора персонала. Это будет способствовать усилению социального измерения.
Ментальное измерение имеет большое значение для сферы образовательных услуг, но часто остается без внимания. Важной проблемой ментального измерения являются «информационные шумы». Среди опрошенных студентов 46% отмечают, что не принимают активного участия в жизни университета вследствие неинформированное™ о проводимых мероприятиях. Полагаем, что необходимо грамотно выстроить внутриор- ганизационную систему PR. Кроме того, повышению информированности студентов будет способствовать проведение вузовской радиоволны.
Духовное измерение отражает глобальную или локальную ответственность, которую организация берет на себя перед обществом. Подготовка высококвалифицированных специалистов - главное, за что вузы отвечают перед обществом. Всё же данное измерение на сегодняшний день является самым слабым не только в коммерческих организациях, но и в организациях, предоставляющих образовательные услуги.
Духовное измерение УрГЭУ базируется на обязательстве готовить квалифицированных специалистов в области экономики. Данное измерение образует тесную связь с функциональным измерением. Качественное образование позволяет университету успешно выполнять взятые на себя обязательства. Университет отвечает перед обществом за то, кто будет осуществлять все действия в сфере экономики данного общества завтра.
Для усиления духовного измерения необходимо вести статистику трудоустройства и дальнейшего продвижения выпускников, в первую очередь для того, чтобы утверждения руководства вуза о том, что выпускники УрГЭУ занимают высокие посты в органах власти и в бизнесе не были голословными, а подкреплялись статистическими данными.
За четырьмя «D» брендинга, по сути, скрывается только одна «D» - destination, что означает «измерение», но в четырех формах. Революционная четырехмерная модель направлена на выявление сильных и слабых сторон бренда. Ее можно использовать как для создания нового бренда, так и анализа уже существующих.
О. В. Лушпиева, Т. Б. Минина, Т. Ж. Солосиченко
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 4246